Приложение 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА кучебномуплану на2023–2024учебный год Основныеположенияучебногоплана УчебныйплансоставленвсоответствиисФГОСНООобучающихсясОВЗ(ПриказМинобрнаук иРоссииот19.12.2014№1598),ФАОПНООвариант2.2.(ПриказМинпросвещенияРоссииот 24.11.2022 №1023),СанПиН1.2.3685-21 Учебныйплан,фиксируетобщийобъемнагрузки,максимальныйобъемаудиторнойнагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционноразвивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время,отводимоенаихосвоениепо классамиучебнымпредметам. Учебный план является одним из компонентов адаптированной основной образовательнойпрограммыначального основного общегообразования (АООПНОО). Образовательнаядеятельностьосуществляетсявсоответствиисуровнямиадаптированныхосн овныхобразовательныхпрограммобразования:2уровень(начальноеобщееобразование)нормативныйсрок освоения 5 лет; Образовательнаянедельнаянагрузкаравномернораспределенавтечениеучебнойнеделиисоот ветствуеттребованиямсанитарныхнормСанПиН1.2.3685-21. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,модулейизобязательнойчастиичасти,формируемойучастникамиобразовательныхот ношений,всовокупностинепревышаетвеличинунедельнойобразовательной нагрузки: • в1-хклассах–21часвнеделю; • во2-4классах–23часа внеделю. Режимработы Учебныйпланреализуетсяврежиме5-дневнойучебнойнедели.Учебныезанятияпроводятся в одну смену. Продолжительность учебного года составляет: в 1 классе – 33недели,во 2-4 классах– 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней,летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе в февралеустанавливаютсядополнительныенедельныеканикулы.Учебныезанятияначинаются в8.30ч.ПродолжительностьурокаопределяетсявсоответствиисдействующимСанПиНисоста вляет: во 2-9 классах 40 минут (СП 2.4.3648-20). Продолжительность перемен междууроками 10 минут, после2-гои3-гоуроков– по 20 минут. Обучениев1мклассеосуществляетсяссоблюдениемследующихдополнительныхтребований: учебныезанятияпроводятсяпо5-дневнойучебнойнеделеитольковпервуюсмену; использование«ступенчатого» режимаобучениявпервомполугодии(всентябре,октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый и 1 день в неделю – неболее5уроков,засчётурокафизической культуры(п.10.6.СанПиН2.4.2.2821-10); организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью 40минут; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашнихзаданий; дополнительныенедельныеканикулывсерединетретьейчетверти. При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы (48часовучебнойнагрузки)планируютсяиначе,чемтрадиционныеуроки.24урокафизкультур ыи 24 нетрадиционныхурокараспределеныследующимобразом: 4урокаокружающегомира(экскурсии); 4 урока изобразительного искусства (экскурсии, игры, импровизации,театрализации ит.п.); 8 уроковтехнологии(экскурсии,игры,импровизации,конкурсыит.п.); 4обученияграмоте(театрализации,импровизациии т.п.); 4 урокаматематики(игры,экскурсии) Особенностиучебногоплана 1. Учебный план состоит из двух частей формируемойучастниками образовательныхотношений. обязательной части ичасти, Обязательнаячастьучебногопланаопределяетсоставучебныхпредметов,обязательных предметных областей, учебное время, отводимое на их изучение по годамобучения. Обязательнаячастьучебногопланаотражаетсодержаниеобразования,котороеобеспечиваетдо стижениеважнейшихцелейсовременногоначальногообщегообразования:формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным иэтнокультурнымценностям; готовностьобучающихсяснарушениямислухакпродолжениюобразованиянапоследующему ровнеобразования; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальныхситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;минимизациюнегативноговлияниянарушенияслуханаразвитиеобучаю щегосяипрофилактикувозникновениявторичныхотклонений. Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждомупредмету,курсукоррекционноразвивающейобласти(проектнаядеятельность,практическиезанятия,экскурсии). АООП НОО в. 2.2 предполагает реализацию варианта учебного плана, учитывающегоособенности общего и речевого развития обучающихся на начало обучения: вариант 2рассчитаннапролонгированныесрокиобучениянауровненачальногообщегообразования - пять лет обучения или шесть лет обучения. Выбор продолжительности обучения (5 или 6летзасчетвведенияпервогодополнительногокласса)вварианте2остаетсязаобразовательной организацией,исходяизособыхобразовательныхпотребностейслабослышащихи позднооглохшихобучающихся,поступившихвшколу. Обязательная часть учебного плана содержит перечень учебных предметов. В их числе"Русский язык". Учебный предмет "Русский язык" применительно к уровню начальногообщего образования является комплексным. На разных годах обучения он представленследующимиучебнымипредметами: в1-омклассе– 1полугодие:"Обучениеграмоте"(6часов);2полугодие:"Формированиеграмматическогостроя речи"(4часа);"Обучениеграмоте"(2 часа) во2- 5классах- "Формированиеграмматическогострояречи"(2класс- 3часа;с 3класса -2часа);"Грамматикаи правописание"(2 класс-1 час;с3класса-2часа); Частьучебногоплана,формируемаяучастникамиобразовательныхотношений,включает:п редмет«Английскийязык»-1ч., 2-4 класс 4 класса второго года обучения классов включен учебный предмет «Основы религиозныхкультурисветскойэтики»(далее– ОРКСЭ)1часвнеделю(всего34часа).ЦельюучебногопредметаОРКСЭявляетсяформировани еуобучающегосямотивацийкосознанномунравственномуповедению,основанномуназнании иуважениикультурныхирелигиозныхтрадицийнародаРоссии,атакжекдиалогуспредставите лямидругихкультуримировоззрений.Учебныйпредмет является светским. факультативныекурсы,обеспечивающиереализациюиндивидуальныхособыхобразовательн ыхпотребностейобучающихсяснарушениямислуха; внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы какдуховно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие обучающихся с нарушениямислуха;коррекционноразвивающуюобласть,коррекционныекурсыкоторойнаправленынаминимизациюнегативно говлияниянарушенияслуханарезультатобученияипрофилактикувозникновениявторичныхо тклоненийвразвитии. Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:"Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкальноритмическиезанятия","Развитиеслуховоговосприятияитехникаречи",которыеявляютсяобяз ательными. Образовательнаяорганизациявправесамостоятельноопределятьтехнологии,способыорганиз ациидеятельностиобучающихсявпроцессеосвоениякурсовкоррекционно-развивающей области. Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебнуюнагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется засчет часов, отводимых на внеурочную деятельность (не менее 5 часов в неделю в течениевсегосрокаобучения)(пункт3.4.16 Санитарноэпидемиологическихтребований). 2.Наборучебныхпредметов,ихсоотношениепогодамобученияпредусматриваетоптимальну юнагрузкуобучающихсянакаждомгодуобучения,обеспечиваеткачественноеусвоение учебныхпредметов. Продолжительностьурокасо2-гокласса-40минут,в1-омклассе35минут.Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков - по 20минут. Продолжительностьгрупповогокоррекционногозанятиясоставляетв1классе(втомчиследопо лнительном) - 35 минут, со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуальногокоррекционногозанятия составляет 20 минут. 3. Сцельюреализации"ступенчатого"методапостепенногонаращиванияучебнойнагрузкивперв омклассеобеспечиваетсяорганизацияадаптационногопериода.В1омклассекаждыйденьпроводится3урока.Вовремяпрогулки,динамическойпаузыпроисходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения поразвитиюслуховоговосприятияисловеснойречивкоммуникативнойфункции.Домашниеза даниядаютсясучетоминдивидуальныхвозможностейобучающихся.В1-мклассе(втомчисле дополнительном) обучение осуществляется без обязательных домашних заданий,следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникамтолько творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно пожеланию обучающихся. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних ивнутреннихстимуловксамостоятельнойдомашнейработе.В1йчетвертивозможнытолькозаданияорганизационногохарактера(приготовитьипринестизавт ракурокуспортивную форму, природный материал). Во 2-й четверти - познавательные задания, длявыполнения которых не требуетсяспециально организованного рабочего места. С3йчетвертидопустимозавершениевдомашнихусловияхработы,начатойвклассе(заисключение мпредмета"Технология").Общеевремянаихвыполнениенедолжнопревышать15 минут. 4. Времявыполнениядомашнегозаданиянедолжнопревышатьграниц,которыепредусмотреныГ игиеническиминормативамииСанитарно-эпидемиологическимитребованиями. 5. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3мклассе-до 1,5часов(90 минут),с4-го-до 2часов(120минут). 6. Расписаниеуроковсоставляетсяотдельнодляобязательной,внеурочнойдеятельности(втомчи слекоррекционно-развивающейобласти).Между последнимурокоминачаломвнеурочнойдеятельностирекомендуетсяустраиватьперерывпро должительностьюнеменее45 минут. 7. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляетне более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционноразвивающуюобластьвтечениевсегосрокаобучениянауровненачальногообщегообразования )иопределяетсяприказомобразовательнойорганизации(пункт3.4.16Санитарноэпидемиологическихтребований). Индивидуальный учебный план обучения на дому обучающейся 3а класса МБОУ ВСОШ №2 Теличко Полины Сергеевны 2022-2023 учебный год ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Технология Физическая культура Коррекционно – развивающие занятия Итого Внеурочная деятельность Итого УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ Приложение 2 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ИП КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ЧАСЫ ЧАСТИЧНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ Русский язык Литературное чтение Развитие речи: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи Произношение Иностранный язык Математика 4 4 3 3 1 1 2 1 2 4 2 1 1 3 1 1 Окружающий мир 1 1 Изобразительное искусство Технология Физическая культура Психолого-педагогическое сопровождение слабослышащего ребёнка 1 1 3 1 Координация взаимодействия субъектов 0,5 образовательного процесса 24,5 Разговоры о важном Орлята России Доноведение Функциональная граммотность Тропинка в мир профессий 1 1 1 1 1 5 1 1 3 1 0,5 15,5 10 1 1 1 1 1 5 Индивидуальный учебный план обучения на дому обучающейся 4а класса МБОУ ВСОШ №2 Теличко Полины Сергеевны ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ОРКСЭ Искусство Технология Физическая культура Коррекционно – развивающие занятия Итого Внеурочная деятельность Итого УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ Приложение 2 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ИП КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ЧАСЫ ЧАСТИЧНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ Русский язык Литературное чтение Развитие речи: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи Произношение Иностранный язык Математика 4 4 3 3 1 1 2 1 2 4 2 1 1 3 1 1 Окружающий мир 1 1 ОРКСЭ Изобразительное искусство Технология Физическая культура Психолого-педагогическое сопровождение слабослышащего ребёнка 1 1 1 3 1 Координация взаимодействия субъектов 0,5 образовательного процесса 25,5 Разговоры о важном Орлята России Доноведение Функциональная граммотность Шахматы 1 1 1 1 1 5 1 1 1 3 1 0,5 15,5 10 1 1 1 1 1 5