освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 1.3. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом директора МБОУ ВСОШ №2. 1.4. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору школы, заместителям директора школы. 1.5. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее: высшее образование по профильным направлениям; отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации; прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. 1.6. Педагог-психолог в своей профессиональной деятельности руководствуется настоящей Должностной инструкцией и Трудовым контрактом. 1.7. Педагог-психолог должен знать: ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с УО – приказы Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 и № 1599; ФАОП начального общего образования, ФАОП основного общего образования, ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью – приказы Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023, № 1025 , № 1026; ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования – приказы Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 и № 287, приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с внесенными изменениями); ФООП - приказы Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 270, № 271, № 272; методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии; методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях общего образования; методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса; методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики; методы организационно-методического сопровождения: основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования; адаптированных основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования; психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды; современные теории, направления и практики коррекционноразвивающей работы; закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителямилогопедами); современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды; основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе; закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям школы; теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива; этические нормы организации и проведения консультативной работы; нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности; содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования участников образовательных отношений МБОУ ВСОШ №2 о способах получения отраслевой психологопедагогической, медицинской и социальной помощи; международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. 1.8. Дисциплина в МБОУ ВСОШ №2 поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к учащимся, педагогическим работникам и иным работникам не допускается. 2. Трудовые функции 2.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. 2.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды МБОУ ВСОШ №2. 2.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса. 2.4. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации. 2.5. Психологическая диагностика обучающихся. 2.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. 2.7. Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания). 2.8. Психологическое просвещение учащихся, родителей, педагогов в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 2.9. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ. 2.10. Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ. 3. Должностные обязанности 3.1. Формирует и реализует планы развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей. 3.2. Участвует в разработке программы развития универсальных учебных действий, рабочей программы воспитания, программы коррекционной работы обучающихся. 3.3. Разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся. 3.4. Разрабатывает совместно с педагогом индивидуальные учебные планы обучающихся с учетом их психологических особенностей. 3.5. Разрабатывает и реализует мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. 3.6. Оформляет документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). 3.7. Проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности. 3.8. Осуществляет психологическую экспертизу программ развития МБОУ ВСОШ №2 с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды. 3.9. Консультирует педагогов при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся. 3.10. Консультирует обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностного развития. 3.11. Консультирует педагогов и родителей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 3.12. Разрабатывает и реализует планы проведения коррекционноразвивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении. 3.13. Формирует и реализует планы по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся. 3.14. Организует скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи. 3.15. Составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации школы и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся. 3.16. Определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участвует в работе психолого-медикопедагогической комиссии. 3.17. Ведет просветительскую деятельность с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка. 3.18. Информирует о факторах, препятствующих развитию личности детей, обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи. 3.19. Разрабатывает рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в детский сад, начало обучения, переход на новый уровень образования, определение профильного обучения). 3.20. Консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам. 3.21. Разрабатывает предложения по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни. 3.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности 1 раз в пять лет в соответствии с локальным нормативным актом МБОУ ВСОШ №2 - приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 г. № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 3.23. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах педагогической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных основными образовательными программами МБОУ ВСОШ №2. 3.24. Повышает профессиональную квалификацию систематически, используя данное право на основе ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», совершенствует профессиональную компетентность в рамках неформального образования: семинары, тренинги, стажировка, мастерклассы, профессиональные конкурсы. 3.25. Ведет следующую документацию: рабочая программа коррекционного курса; классный журнал учета успеваемости; журнал внеурочной деятельности (для педагогов-психологов, осуществляющих внеурочную деятельность); характеристика на учащегося (по запросу). 3.26. Осуществляет контроль соблюдения учащимися правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в школе. 4. Права 4.1. Знакомится с проектами решений руководства, касающимися профессиональной деятельности педагога-психолога. 4.2. Вносит на рассмотрение администрации МБОУ ВСОШ №2 предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией. 4.3. Сообщает непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносит предложения по их устранению. 4.4. Запрашивает лично или по поручению директора школы (заместителей директора) информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей. 4.5. Привлекает сотрудников МБОУ ВСОШ №2 к решению задач, возложенных на педагога-психолога в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся. 4.6. Реализует право выбора и использования педагогически и психологически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на осуществление научно-исследовательской и инновационной деятельности. 4.7. Пользуется ресурсами библиотеки, медиатеки и информационнокоммуникационными сетями МБОУ ВСОШ №2. 4.8. Реализует право на участие в управлении школой на основании локальных нормативных актов в рамках организации государственнообщественного управления МБОУ ВСОШ №2. 4.9. Реализует право на дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности 1 раз в три года. 4.10. Добровольно проходит аттестацию с целью установления первой или высшей квалификационной категории, квалификационной категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» на основе приказа Минпросвещения России от 24.03.2023 г. № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 4.11. Имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. 4.12. Имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, а именно: направлять в органы управления образованием обращения о применении к учащимся школы, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий. обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов. 4.13. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются (ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации): самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. 5. Ответственность 5.1. Несет ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2. Отвечает за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.3. Несет ответственность за нарушение профессиональной этики, разглашение конфиденциальной информации, связанной с психологическими особенностями обучающихся, несоблюдение норм Положения о внутреннем распорядке МБОУ ВСОШ №2. 5.4. Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите. 5.5. В установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за: жизнь и здоровье учащихся во время образовательной деятельности; нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными актами МБОУ ВСОШ №2; принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае; проведение инструктажа учащихся по безопасному поведению на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в Классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда; организацию изучения учащимися правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту; осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране труда. 6. Заключительные положения 6.1. Ознакомление работника школы с должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу в МБОУ ВСОШ№2 до подписания трудового договора. 6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора МБОУ ВСОШ №2, второй – у сотрудника. 6.3. Факт ознакомления работника с должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящейся у директора МБОУ ВСОШ №2.