ДИ педагога-психолога

освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации.
1.3. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее
приказом директора МБОУ ВСОШ №2.
1.4. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору школы,
заместителям директора школы.
1.5. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее:
 высшее образование по профильным направлениям;
 отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью,
установленных законодательством Российской Федерации;
 прохождение обязательных предварительных и периодических
медицинских осмотров.
1.6.
Педагог-психолог
в
своей
профессиональной
деятельности
руководствуется настоящей Должностной инструкцией и Трудовым
контрактом.
1.7. Педагог-психолог должен знать:
 ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и
обучающихся с УО – приказы Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №
1598 и № 1599;
 ФАОП начального общего образования, ФАОП основного общего
образования, ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью –
приказы Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023, № 1025 , №
1026;
 ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования – приказы Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286
и № 287, приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования» (с внесенными изменениями);
 ФООП - приказы Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 270, №
271, № 272;
 методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и
педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и
психологии;
 методологические основы организации и проведения мониторинга
личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы на всех уровнях общего
образования;
 методы психолого-педагогической диагностики, используемые в
мониторинге
оценки
качества
результатов
и
содержания
образовательного процесса;
 методологические основы проектирования образовательной среды,
основы психодидактики;
 методы организационно-методического сопровождения:

 основных образовательных программ дошкольного, начального
общего, основного общего и среднего общего образования;
 адаптированных
основных
образовательных
программ
дошкольного, начального общего, основного общего и среднего
общего образования;
 психологические методы оценки параметров образовательной среды, в
том числе комфортности и психологической безопасности
образовательной среды;
 современные теории, направления и практики коррекционноразвивающей работы;
 закономерности развития различных категорий обучающихся, в том
числе с особыми образовательными потребностями;
 стандартные
методы
и
технологии,
позволяющие
решать
коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с
другими специалистами (учителями-дефектологами, учителямилогопедами);
 современные теории формирования и поддержания благоприятного
социально-психологического климата в коллективе, технологии и
способы проектирования безопасной и комфортной образовательной
среды;
 основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения
их безопасности в образовательном процессе;
 закономерности и возрастные нормы психического, личностного и
индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы
адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и
молодежи к условиям школы;
 теории и методы предотвращения "профессионального выгорания"
специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и
снятия психологической перегрузки педагогического коллектива;
 этические нормы организации и проведения консультативной работы;
 нормативные
правовые
акты,
касающиеся
организации
и
осуществления профессиональной деятельности;
 содержание работы межведомственных организаций (ресурсных
центров) для информирования участников образовательных отношений
МБОУ ВСОШ №2 о способах получения отраслевой психологопедагогической, медицинской и социальной помощи;
 международные нормы и договоры в области прав ребенка и
образования детей.
1.8. Дисциплина в МБОУ ВСОШ №2 поддерживается на основе уважения
человеческого достоинства учащихся, педагогических работников.
Применение физического и (или) психического насилия по отношению к
учащимся, педагогическим работникам и иным работникам не допускается.

2. Трудовые функции
2.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации
основных и дополнительных образовательных программ.
2.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности
образовательной среды МБОУ ВСОШ №2.
2.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного
процесса.
2.4. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа
по восстановлению и реабилитации.
2.5. Психологическая диагностика обучающихся.
2.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
2.7. Психологическая профилактика (профессиональная деятельность,
направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся в процессе обучения и воспитания).
2.8. Психологическое просвещение учащихся, родителей, педагогов в
области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями
здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации.
2.9. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в
развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ.
2.10. Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных
программ.
3. Должностные обязанности
3.1. Формирует и реализует планы развивающей работы с обучающимися с
учетом их индивидуально-психологических особенностей.
3.2. Участвует в разработке программы развития универсальных учебных
действий, рабочей программы воспитания, программы коррекционной
работы обучающихся.
3.3. Разрабатывает психологические рекомендации по формированию и
реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных
обучающихся.
3.4. Разрабатывает совместно с педагогом индивидуальные учебные планы
обучающихся с учетом их психологических особенностей.
3.5. Разрабатывает и реализует мониторинг личностных и метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы.
3.6. Оформляет документацию (планы работы, протоколы, журналы,
психологические заключения и отчеты).
3.7. Проводит психологический мониторинг и анализ эффективности
использования методов и средств образовательной деятельности.

3.8. Осуществляет психологическую экспертизу программ развития МБОУ
ВСОШ №2 с целью определения степени безопасности и комфортности
образовательной среды.
3.9. Консультирует педагогов при выборе образовательных технологий с
учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных
потребностей обучающихся.
3.10. Консультирует обучающихся по проблемам самопознания,
профессионального самоопределения, личностного развития.
3.11. Консультирует педагогов и родителей по вопросам разработки и
реализации индивидуальных программ для построения индивидуального
образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
3.12. Разрабатывает и реализует планы проведения коррекционноразвивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие
интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов,
снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление
проблем в общении и поведении.
3.13. Формирует и реализует планы по созданию образовательной среды для
обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе
одаренных обучающихся.
3.14. Организует скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа
динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в
психологической помощи.
3.15. Составляет психолого-педагогические заключения по результатам
диагностического обследования с целью ориентации педагогов,
администрации школы и родителей (законных представителей) в проблемах
личностного и социального развития обучающихся.
3.16. Определяет степень нарушений в психическом, личностном и
социальном развитии обучающихся, участвует в работе психолого-медикопедагогической комиссии.
3.17. Ведет просветительскую деятельность с родителями (законными
представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания,
интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка.
3.18. Информирует о факторах, препятствующих развитию личности детей,
обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической
помощи.
3.19. Разрабатывает рекомендации субъектам образовательного процесса по
вопросам психологической готовности и адаптации к новым
образовательным условиям (поступление в детский сад, начало обучения,
переход на новый уровень образования, определение профильного обучения).
3.20. Консультирует родителей (законных представителей) по проблемам
взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального
самоопределения и другим вопросам.
3.21. Разрабатывает предложения по формированию сберегающих здоровье
образовательных технологий, здорового образа жизни.

3.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности 1 раз в
пять лет в соответствии с локальным нормативным актом МБОУ ВСОШ №2
- приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 г. № 196 «Об утверждении
Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность».
3.23. Участвует в работе педагогических, методических советов, других
формах педагогической работы, в проведении родительских собраний,
оздоровительных,
воспитательных
и
других
мероприятиях,
предусмотренных основными образовательными программами МБОУ
ВСОШ №2.
3.24. Повышает профессиональную квалификацию систематически,
используя данное право на основе ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», совершенствует профессиональную компетентность в рамках
неформального образования: семинары, тренинги, стажировка, мастерклассы, профессиональные конкурсы.
3.25. Ведет следующую документацию:
 рабочая программа коррекционного курса;
 классный журнал учета успеваемости;
 журнал внеурочной деятельности (для педагогов-психологов,
осуществляющих внеурочную деятельность);
 характеристика на учащегося (по запросу).
3.26. Осуществляет контроль соблюдения учащимися правил внутреннего
распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил
поведения в школе.
4. Права
4.1. Знакомится с проектами решений руководства, касающимися
профессиональной деятельности педагога-психолога.
4.2. Вносит на рассмотрение администрации МБОУ ВСОШ №2 предложения
по
совершенствованию
работы,
связанной
с
обязанностями,
предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
4.3. Сообщает непосредственному руководителю обо всех выявленных в
процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе
организации и вносит предложения по их устранению.
4.4. Запрашивает лично или по поручению директора школы (заместителей
директора) информацию и документы, необходимые для выполнения своих
должностных обязанностей.
4.5. Привлекает сотрудников МБОУ ВСОШ №2 к решению задач,
возложенных на педагога-психолога в области психолого-педагогического
сопровождения обучающихся.
4.6. Реализует право выбора и использования педагогически и
психологически обоснованных форм, средств, методов обучения и
воспитания; право на осуществление научно-исследовательской и
инновационной деятельности.

4.7. Пользуется ресурсами библиотеки, медиатеки и информационнокоммуникационными сетями МБОУ ВСОШ №2.
4.8. Реализует право на участие в управлении школой на основании
локальных нормативных актов в рамках организации государственнообщественного управления МБОУ ВСОШ №2.
4.9. Реализует право на дополнительное профессиональное образование по
профилю деятельности 1 раз в три года.
4.10. Добровольно проходит аттестацию с целью установления первой или
высшей квалификационной категории, квалификационной категории
«педагог-методист»
и
«педагог-наставник»
на
основе
приказа
Минпросвещения России от 24.03.2023 г. № 196 «Об утверждении Порядка
проведения
аттестации
педагогических
работников
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность».
4.11. Имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех
форм физического и психического насилия, оскорбления личности.
4.12. Имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на
справедливое
и
объективное
расследование
нарушения
норм
профессиональной этики педагогических работников, а именно:
 направлять в органы управления образованием обращения о
применении к учащимся школы, нарушающим и (или) ущемляющим
права педагогических работников, дисциплинарных взысканий.
 обращаться в комиссию по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений;
 использовать не запрещенные законодательством Российской
Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
4.13. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются (ст.
352 Трудового кодекса Российской Федерации):
 самозащита работниками трудовых прав;
 защита трудовых прав и законных интересов работников
профессиональными союзами;
 федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права;
 судебная защита.
5. Ответственность
5.1. Несет ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение
обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах,
определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. Отвечает за совершенные в процессе осуществления своей деятельности
правонарушения в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. Несет ответственность за нарушение профессиональной этики,
разглашение конфиденциальной информации, связанной с психологическими

особенностями обучающихся, несоблюдение норм Положения о внутреннем
распорядке МБОУ ВСОШ №2.
5.4. Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и
противопожарной защите.
5.5. В установленном законодательством Российской Федерации порядке
несет ответственность за:
 жизнь и здоровье учащихся во время образовательной деятельности;
 нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством
Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными актами
МБОУ ВСОШ №2;
 принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшему,
оперативное извещение руководства о несчастном случае;
 проведение инструктажа учащихся по безопасному поведению на
учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной
регистрацией в Классном журнале или Журнале инструктажа учащихся
по охране и безопасности труда;
 организацию изучения учащимися правил по охране труда, дорожного
движения, поведения в быту;
 осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране
труда.
6. Заключительные положения
6.1. Ознакомление работника школы с должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу в МБОУ ВСОШ№2 до подписания
трудового договора.
6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора МБОУ
ВСОШ №2, второй – у сотрудника.
6.3. Факт ознакомления работника с должностной инструкцией
подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции,
хранящейся у директора МБОУ ВСОШ №2.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».