Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности для 5-9-х классов
ООО МБОУ ВСОШ №2 на 2025-2026 учебный год
1.Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
2.Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
3.Внеурочная деятельность обучающихся 5-9 классов МБОУ ВСОШ №2 осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания,
которая реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
4. Нормативно-правовая часть.
Нормативно-правовой и документальной основой плана организации внеурочной деятельности являются:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12) № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования»
3. Приказ № 704 от 9.10.2024 года «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»
(Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220);
4. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03-ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и
государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности».
5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03«О направлении методических рекомендаций»
(Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования).
6.
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном».
7.
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ .
8.
Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности
https://edsoo.ru/download/611?hash=8e684a40980cb4f1c641970114711ecc
9. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
11. Устав школы (утвержден постановлением Администрации Веселовского района от 31.03.2025г. № 198).
12. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ВСОШ № 2 на 2025-2026 учебный год.
13. Положение о внеурочной деятельности обучающихся МБОУ ВСОШ №2, рассмотренное на педагогическом совете (протокол №3 от 10.02.2016г.),
утверждённое директором школы (приказ №39 от 15.03.2016г.)
На этапе основного общего образования в МБОУ ВСОШ№2 приоритетной стала модель плана внеурочной деятельности с преобладанием
учебно-познавательной деятельности, наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному
обеспечению учебной деятельности, а так же модель организации внеурочной деятельности, строящаяся на основе тесного взаимодействия школы
с несколькими учреждениями дополнительного образования детей в посёлке: МБУ ДО СШ, МБУ ДО ЦТ, которые тесно сотрудничают согласно
заключённых договоров МБОУ ВСОШ №2 с МБУ ДО Весёловским ЦТ и МБУ ДО Весёловской СШ. Внеурочная деятельность планируется и
организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций в ОО.
Цель направлена на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от форм, используемых
преимущественно на урочных занятиях.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
-обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
-установление требований к воспитанию и социализации учащихся на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию
необходимых условий для ее самореализации;
-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений;
-взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
-выявление и развитие способностей учащихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов
через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей
образовательных организаций дополнительного образования;
-организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
-участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
-включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района) для приобретения опыта реального
управления и действия;
-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся при поддержке педагогов, педагога - психолога,
социального педагога, сотрудничество с учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, рабочей программой воспитания.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере
внеурочной деятельности и включает в себя:
- внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с
ОВЗ)
На внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической культурой и углубленное изучение предметов)
еженедельно - от 1 до 2 часов;
внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной,
финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, в том числе направленные на реализацию проектной и
исследовательской деятельности).
На внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности - 1 час;
внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов,
самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (включая общественно полезную
деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков.
На внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов,
самореализации обучающихся еженедельно от 1 до 2 часов;
практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных
организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
На деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия от 1до 2 часов. Выделение часов на внеурочную деятельность может
различаться в связи необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
План внеурочной деятельности обеспечивает реализацию всех направлений развития личности и предоставляет возможность выбора занятий
внеурочной деятельности каждому обучающемуся в объеме до 10 часов в неделю с учетом особенностей ВД в рамках возможностей ОО и в
соответствии с выбором участников образовательных отношений. Всего количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за
5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год - не более 350 часов.
При проведении занятий внеурочной деятельности классы могут делиться на группы. Минимальное количество обучающихся в группе при
проведении занятий внеурочной деятельности составляет 15 человек.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 5-9 классах составляет 40 минут.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую
работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность (в т.ч. практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных
особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Согласно реализуемых в ОО программ внеурочной деятельности осуществляются такие формы организации занятий как:
-практикум
-экскурсии
-предметные кружки
-ученические сообщества
-секции
-студии
-исследования
-мини-проекты и проекты
-круглые столы
-конференции
-презентации, выставки творческих работ
-соревнования, конкурсы и олимпиады
-общественно-полезные практики
-деловые игры, тренинги и пр.
Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных
общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных
услуг в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ (в соответствии с
Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации по уточнению понятия и содержания ВД в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности № 09-1672 от 18.08.2017).
Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям,
предъявляемым к данной категории работников.
В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации:
заместители директора, педагоги дополнительного образования; учителя-предметники; классные руководители; педагоги-организаторы, педагогпсихолог, учитель-логопед, педагог-библиотекарь и т.д.
Реализация плана образовательной организации.
План внеурочной деятельность основного общего образования обеспечивает соблюдение преемственности программ по содержанию и
уровню результатов с планом ВД НОО.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи,
культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Инвариантная (обязательная) часть
1. Внеурочные занятия «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном» направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе. Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны
с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением ж собственным поступкам.
2. Профориентационный минимум вводится для обучающихся 6-9 классов образовательной организации, включая детей с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью. Для 5-х классов курс «Мой выбор».
Все виды активности в рамках Профориентационного минимума (видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики,
мероприятия) разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие учащегося.
3. Формирование функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской
деятельности).
Вариативная часть
1. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся: «Юный турист» ЦТ -5-6
классы, «Математика для всех» - 9 классы, «Колесо Здоровья» - 9 классы, «Химия и сельское хозяйство» -8 классы, «Проектно-исследовательская
деятельность по химии» - 9 классы, «Робототехника» - 6,7,8 классы, «В мире обществознания»-9 классы, «Практическая информатика.»- 9 классы,
«Я-ТЫ-ОН-ОНА - вместе целая страна»-5 классы.
2. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов: Ансамбли – 5-8 классы, «Подвижные игры»- 5-7 классы, «Волейбол»-8 класс,
«Футбол»-8 класс, «Легкая атлетика» -9 классы, «Подросток и закон»-7-8 классы, «Тропинка к своему Я» 6-8 классы.
3. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности
социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений: «Движение Первых» 5-9 классы.
Организация курсов внеурочной деятельности этого направления способствует активизации деятельности ученических сообществ (подростковых
коллективов), разновозрастных объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций.
Все направления внеурочной деятельности представлены в рабочей программе воспитания и реализуются через формирование уклада
школьной жизни, вовлечение учащихся в сферу общественной самоорганизации, систему воспитательных мероприятий.
По итогам работы по направлениям проводятся представления портфолио, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки, защита проектов и
их демонстрация, научно-практические конференции, показательные выступления, экскурсии и другие формы учета результатов внеурочной
деятельности.
При разработке программ по внеурочной деятельности, педагоги руководствуются рекомендациями Министерства образования.
План внеурочной деятельности для 5-9 классов МБОУ ВСОШ №2 на 2025 – 2026 учебный год
Направления
внеурочной
деятельности
Наименование
рабочей
программы
Вид
деятельнос
ти
Форма
Количество часов в неделю
проведен
5а
5б
6а
6б
7а
7б
8а
8б
ия
Часть, рекомендуемая для всех учащихся
Классный 1
1
1
1
1
1
1
1
час
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
«Разговоры о
важном»
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентацион
ных интересов
«Разговоры о
важном»
Информаци
оннопросветител
ьское
«Функциональная
грамотность»
Познаватель
ное
Метапред
метная
1
1
1
1
1
1
1
«Мой выбор» 5
класс/ «Россия
мои горизонты»
6-9 классы
Социальное
Беседы,
анкетиров
ание,
экскурсии
1
1
1
1
1
1
1
Занятия,
связанные с
«Математика для
всех»
Познаватель
ное
Беседы,
игры,
Всего
часов
9а
9б
1
1
10
1
1
1
10
1
1
1
10
1
1
2
Вариативная часть
реализацией
особых
интеллектуальн
ых и
социокультурны
х потребностей
обучающихся
«Юный турист»
ЦТ
«Колесо
Здоровья»
Туристскокраеведческ
ое
Познаватель
ное
«Химия и
сельское
хозяйство»
Познаватель
ное
«Проектноисследовательска
я деятельность по
химии»
Познаватель
ное
практичес
кие
занятия,
самостоят
ельная
работа,
конкурсы
Кружок
Беседа,
дискус –
сия, игра
Практиче
ские
занятия,
самостоят
ельная
работа,
конкурсы,
выставки,
проекты.
Беседы,
игры,
практичес
кие
занятия,
самостоят
ельная
работа,
конкурсы,
выставки,
проекты.
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
«Робототехника»
Познаватель
ное
«В мире
обществознания»
Познаватель
ное
«Практическая
информатика»
Познаватель
ное
«Я-ТЫ-ОН-ОНА - Социальное
вместе целая
страна»
Занятия,
направленные
на
удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом
развитии,
помощь в
самореализации,
Ансамбли
«Подвижные
игры»
«Волейбол»
«Футбол»
Художестве
нное
творчество
Спортивнооздоровител
ьное
Спортивнооздоровител
ьное
Спортивнооздоровител
ьное
Практиче
ские
занятия,
самостоят
ельная
работа,
конкурсы,
выставки,
Беседа,
дискус –
сия, игра
Практиче
ские
занятия,
самостоят
ельная
работа,
конкурсы,
проекты.
Беседы,
анкетиров
ание,
экскурсии
Кружок
Кружок
Секция
Секция
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
2
2
1
7
8
2
2
2
2
раскрытии и
развитии
способностей и
талантов
Занятия,
направленные
на
удовлетворение
социальных
интересов и
потребностей
учащихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированны
х ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений.
Итого:
«Легкая атлетика» Спортивнооздоровител
ьное
«Подросток и
Духовнозакон»
нравственно
е
«Тропинка к
Духовносвоему Я»
нравственно
е
«Движение
Первых»
Социальное
Кружок
1
Беседа,
дискус –
сия, игра
Занятиедиспут,
интегриро
ванное
занятие,
беседа,
игра
Беседа,
работа с
информац
ией,
выполнен
ие
интеракти
вных
заданий,
групповая
работа.
0,5
1
1
7,5
7,5
0,5
0,5
1
1
0,5
2
2
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
9
8
8
8,5
8,5
8,5
8,5
9
9
83
Условия, обеспечивающие реализацию программ внеурочной деятельности.
Организационное обеспечение реализации программ (формы учета, расписание занятий, условия формирования групп и т.п.) Учет занятий
внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия.
Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в
соответствии с должностной инструкцией.
Контроль за реализацией внеурочной деятельности осуществляется заместителем директора по воспитательной работе в соответствии с
приказом по школе.
Расписание занятий внеурочной деятельности отличное от урочного в соответствии с Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Формирование групп происходит с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций,
национальных и этнокультурных особенностей региона.
Социально-педагогическое обеспечение реализации программ (использование ресурсов и возможностей ОО и вне ОО).
При
реализации
программ ВД используются возможности ОО, учреждений дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение реализации программ (в рамках возможностей ОО). Для реализации внеурочной деятельности
созданы необходимые условия: школа располагает спортивным залом, музеем, библиотекой. Имеется музыкальная, компьютерная, видеотехника.
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной
образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов.
Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности соответствуют современным целям основного общего образования, как
система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися программ внеурочной деятельности ООО включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной, внеурочной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии
с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения
и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического
воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического
воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды.
Метапредметные результаты включают:
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов внеурочной деятельности, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение овладевать:
познавательными универсальными учебными действиями;
коммуникативными универсальными учебными действиями;
регулятивными универсальными учебными действиями.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые
исследовательские действия, работать с информацией.
Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения,
совместной деятельности.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального
интеллекта.
Предметные результаты включают:
освоение обучающимися в ходе занятий научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующего курса внеурочной
деятельности; предпосылки научного типа мышления;
виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов.
Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
●
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
●
Личность самого обучающегося
●
Детский коллектив
●
Профессиональная позиция педагога
●
Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур,
предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности:
●
Листы наблюдений
●
●
●
●
●
●
Контрольные вопросы
Анкеты
Тесты
Защита проектов
Результативность участия в конкурсах различной направленности и уровней.
Активность участия во внеклассных мероприятиях.