АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2.2)

1

Оглавление
Общие положения АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(вариант 2.2.) ......................................................................................................................................... 3
1. Целевой раздел АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант
2.2).......................................................................................................................................................... 6
Пояснительная записка. ................................................................................................................... 6
Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших
обучающихся..................................................................................................................................... 8
Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися
АООП НОО (вариант2.2). ................................................................................................................ 9
Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабослышащими и
позднооглохшими обучающимися АООП НОО (вариант 2.2). ................................................. 10
2. Содержательный раздел ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(вариант 2.2) ........................................................................................................................................ 14
Федеральные рабочие программы учебных предметов (Русский язык, Литературное чтение,
Окружающий мир). Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе в
неурочной деятельности), учебных модулей. .............................................................................. 14
Программа формирования УУД.................................................................................................... 14
Программа коррекционной работы. ............................................................................................. 20
Рабочая программа воспитания..................................................................................................... 24
3. Организационный раздел АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся вариант 2.2 .................................................................................................................. 34
Учебный план.................................................................................................................................. 34
План внеурочной деятельности .................................................................................................... 34
Календарный план воспитательной работы ................................................................................. 34
Календарный учебный график ...................................................................................................... 34
Условия реализации АООП НОО вариант 2.2............................................................................. 36
Финансовое обеспечение реализации АООП НОО .................................................................... 36
Кадровые условия ........................................................................................................................... 37
Материально-технические условия реализации АООП НОО .................................................... 37
Психолого-педагогические условия ............................................................................................. 38
Информационно-методические условия ...................................................................................... 40

2

Общие положения АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся (вариант 2.2.)
Адаптированная образовательная программа начального общего
образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся вариант 2.2.
(далее-АООПНОО)
предназначена
для
сопровождения
деятельности
образовательной организации по созданию программы начального общего
образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ.
АООП НОО вариант 2.2. разработана на основе ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся (ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся).
АООП НОО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в
части создания специальных условий получения образования. АООП НОО
предполагает создание индивидуальных учебных планов.
Определение одного из вариантов АООП НОО слабослышащих и
позднооглохших обучающихся осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,
сформулированных по результатам комплексного психолого-педагогического
обследования, с учетом ИПРА и в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Цель реализации АООП НОО слабослышащих и позднооглохших
обучающихся - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
а) формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
б) достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями
обучающегося,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
в) становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления
3

возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного,
личностного развития;
г) создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся;
д) обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
е) обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
ж) выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и
с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия),проведении
спортивных, творческих и соревнований;
з)
использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа;
и) предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
к) участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
л) включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
Подходы к формированию АООП НОО для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся.
В основу реализации АООП НОО заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к реализации АООП НОО предполагает
учет особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших
обучающихся как неоднородной по составу группы, отличающейся по
возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО, в том
числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО
создаются
и
реализуются
в
соответствии
с
дифференцированно
сформулированным и требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП
НОО: к структуре АООП НОО; к условиям реализации АООП НОО; к
результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации
4

АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
слабослышащим и позднооглохшим обучающимся возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход обосновывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности. Деятельностный подход в образовании строится
на признании того, что развитие личности слабослышащих и позднооглохших
обучающихся младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, в том числе за счет специальных
учебных предметов, чем обеспечивается овладение содержанием образования.
Принципы формирования АООП НОО:
а) принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования
(гуманистический
характер
образования,
единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский
характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников);
б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
г) принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
"Зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;
д) онтогенетический принцип;
е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании
ФАОП НОО ориентиров куна ФАОП основного общего образования
обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования
обучающихся с ОВЗ;
ж) принцип целостности содержания образования;
з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приёмами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
5

ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
к) принцип сотрудничества с семьей;
л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной
деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести
вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет
использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем
учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны
соответствовать требованиям, предусмотренным санитарным и правилами и
нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания", утвержденным и постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №
2
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января
2021г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденным и
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28сентября 2020г. №28 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный №61573),
действующими до 1января 2027г. (далее-Санитарно-эпидемиологические
требования).

1. Целевой раздел АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся (вариант 2.2).
Пояснительная записка.

1. Цель: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных
потребностей
слабослышащих
и
позднооглохших
обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
2. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственного развития,
воспитания слабослышащих и позднооглохших обучающихся, сохранение и
укрепление их здоровья; личностное и интеллектуальное развитие
слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
6

удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место
у слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
создание условий, обеспечивающих обучающемуся достижение
планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области;
минимизация негативного влияния особенностей познавательной
деятельности данной группы обучающихся для освоения ими АООП НОО для
слабослышащих и позднооглохших;
оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
выявление и развитие способностей слабослышащих и позднооглохших
обучающихся с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через
систему клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на
основе сетевого взаимодействия, в том числе со слышащими сверстниками),
организацию общественно полезной деятельности;
обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных
представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в
проектировании и развитии внутришкольной среды;
целенаправленное и планомерное формирование у обучающихся
словесной речи (в устной и письменной формах), речевого поведения в условиях
специально педагогически созданной в образовательной организации
слухоречевой среды как важнейшего условия более полноценного формирования
личности, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в
общество;
развитие у обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия
устной речи ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний
(включая музыку) как необходимого условия наиболее полноценного речевого
развития, достижения планируемых результатов начального общего
образования, социальной адаптации и интеграции в общество.
Общая характеристика.
Вариант 2.2 предполагает, что обучающийся с нарушенным слухом
получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения школьного обучения с образованием нормативно развивающихся
сверстников.
Вариант 2.2 предполагает реализацию двух вариантов учебных планов,
учитывающих особенности общего и речевого развития обучающихся на начало
обучения: вариант 1 учебного плана рассчитан на четыре года обучения, вариант
2 рассчитан на пролонгированные сроки обучения на уровне начального общего
образования - пять лет обучения или шесть лет обучения.
7

Вариант 2.2 предполагает особое структурирование содержания обучения
на основе усиления внимания к целенаправленному развитию словесной речи
(устной и письменной) при использовании в качестве вспомогательных средств
дактилологии и жестовой речи; введение учебных предметов и коррекционных
курсов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
нарушениями слуха; исключение учебных предметов "Иностранный язык" и "
Музыка", что обусловлено особенностями слухоречевого
развития
обучающихся с нарушениями слуха; применение как общих, так и специальных
методов и приемов обучения.
Предусматривается поэтапное развитие у обучающихся с нарушениями
слухоречевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого
поведения; проведение специальной работы по развитию слухового восприятия
речи и неречевых звучаний, включая музыку, слухозрительного восприятия
устной речи, её произносительной стороны; развитие познавательной
деятельности, эмоционально-волевой и двигательной сфер, формирование
социальных компетенций, включая социально-бытовую ориентировку,
адекватные отношения с окружающими людьми на основе принятых в обществе
морально-этических норм; преодоление коммуникативных барьеров при
взаимодействии обучающихся со слышащими людьми (в знакомых ситуациях
учебной и внеурочной деятельности, в условиях семейного воспитания), а также
с лицами, имеющими нарушение слуха; поддержка эмоционально комфортной
образовательной среды. Образовательная деятельность осуществляется в
условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды (при
постоянном
пользовании
обучающимися
различными
типами
звукоусиливающей
аппаратуры
с
учетом
аудиолого-педагогических
рекомендаций-индивидуальными
слуховыми
аппаратами,
стационарной
аппаратурой коллективного и индивидуального пользования, беспроводной
аппаратурой коллективного пользования).
Обязательной является разработка программы коррекционной работы,
являющейся важным структурным компонентом АООП, её реализация в ходе
всего
образовательно-коррекционного
процесса
с
учетом
особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, их
индивидуальных особенностей.
Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и
позднооглохших обучающихся.

Вариант 2.2 предназначен для образования:
слабослышащих и позднооглохших обучающихся

(со

слуховыми
8

аппаратам и (или) имплантами), которые не достигают к началу обучения на
уровне начального общего образования уровня развития (в том числе и
речевого), близкого возрастной норме, но не имеют дополнительных
ограничений здоровья,
препятствующих получению НОО в условиях,
учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в
том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах),
социальными компетенциями;
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми
аппаратами (или) имплантами), имеющих при сохранном интеллекте нарушения
зрения (близорукость, дальнозоркость, выраженные нарушения, традиционно
называемыми слепоглухими);
Слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми
аппаратами (или) имплантами), имеющих при сохранном интеллекте нарушения
опорно-двигательного аппарата (как обслуживающие себя, так и не
обслуживающие, как ходящие, так и не ходящие);
Слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми
аппаратами (или) имплантами), имеющих замедленный темп или неравномерное
становление познавательной деятельности (нарушения внимания, памяти,
восприятия и других познавательных процессов) и эмоционально-волевой
сферы;
соматически
ослабленных
слабослышащих
и
позднооглохших
обучающихся (со слуховыми аппаратами (или) имплантами) (с нарушениями
вестибулярного аппарата, врожденным пороком сердца, заболеваниями почек,
печени, желудочно-кишечного тракта и другими поражениями различных систем
организма);
глухих с кохлеарными имплантами, у которых до начала обучения на
уровне начального общего образования еще не удалось сформировать
развернутую словесную речь;
глухих обучающихся, которые к началу обучения на уровне начального
общего образования достигли уровня развития, позволяющего им получать
образование на основе варианта 2.2, владеющие фразовой речью и
воспринимающие на слух и с индивидуальными слуховыми аппаратами хорошо
знакомый речевой материал.
Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими
обучающимися АООП НОО (вариант2.2).

Все наполнение программы начального общего образования (содержание и
планируемые результаты обучения, условия организации образовательной
9

среды) подчиняется современным целям начального образования, которые
представлены в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных,
метапредметных и предметных достижений обучающегося. Личностные
результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему
миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной
деятельности (осознание её социальной значимости, ответственность, установка
на принятие учебной задачи).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают
успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к
самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания
различных предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают рядом
междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими
средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых,
так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
При определении подходов к контрольно-оценочной деятельности
слабослышащих и позднооглохших обучающихся учитываются формы и виды
контроля, а так же требования к объему и числу проводимых контрольных,
проверочных и диагностических работ.
В соответствии с дифференцированным и деятельностным подходами
содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные
способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно
решать учебные и учебно-практические задачи, а так же задачи, по возможности
максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
слабослышащими и позднооглохшими обучающимися АООП НОО (вариант
2.2).

Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших АООП
НОО вариант 2.2. является ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших
детей. ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным
результатам обучающихся и средствам оценки их достижения.
Система оценки достижения планируемых результатов (далее - система
оценки) является частью системы оценки и управления качеством образования и
служит основой при разработке соответствующего локального нормативного
акта.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей
10

системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного
образования. Её основными функциями являются ориентация образовательной
деятельности на достижение планируемых результатов освоения программы и
обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять
управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются:
- оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а так же основа
процедур
внутреннего
мониторинга
образовательной
организации,
мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального
уровней;
- оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа
аттестационных процедур.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
- стартовую педагогическую диагностику;
- текущую и тематическую оценку;
- портфолио;
внутришкольный
мониторинг
образовательных
достижений
обучающихся.
Внешняя оценка включает:
- независимую оценку качества образования;
- мониторинговые исследования регионального и федерального уровней.
1. При определении подходов к осуществлению оценки результатов
освоения обучающимися АООП НОО опираемся наследующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
2)
динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей
и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений
в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, самым тесным
образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса
осуществления оценки результатов их образования.
2. Основным направлением и целью оценочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка
11

образовательных достижений обучающихся.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов
освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное
развитие, воспитание слабослышащих и позднооглохших обучающихся, на
достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов
НОО, курсов коррекционно-развивающей области и формирование УУД;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП
НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов НОО;
предусматривать оценку достижений обучающихся, освоивших АООП
НОО; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ результаты достижений
слабослышащих и позднооглохших обучающихся в овладении АООП НОО
являются значимыми как для оценки качества образования, так и для оценки
педагогических кадров, деятельности образовательной организации, состояния и
тенденций развития системы образования в целом.
3. Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими
обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает
комплексный подход к оценке трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
• Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе
проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает
образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных
особенностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, их
индивидуальных особых образовательных потребностей.
Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность,
диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи,
позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых личностных
результатов, но и корректировать (в случае необходимости) организационносодержательные характеристики АООП НОО. В целях обеспечения
своевременности и объективности оценки личностных результатов
целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и
финишную диагностику.
12

Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ слабослышащих и позднооглохших обучающихся не
подлежат итоговой оценке.
• Основным объектом оценки метапредметных результатов освоения
обучающимися АООП служит сформированность таких метапредметных
действий как:
речевые, среди которых особое место занимают навыки осознанного
чтения и работы с информацией;
коммуникативные, необходимые для учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, в том числе со слышащими
ровесниками.
Оценка уровня сформированности у обучающихся УУД проводится в
форме не персонифицированных процедур. Содержание оценки, критерии,
процедура, состав инструментария оценивания, форма представления
результатов разрабатывается с учетом типологических и индивидуальных
особенностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, их
индивидуальных особых образовательных потребностей.
• Оценка предметных результатов овладения АООП НОО (оценка
достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам,
курсам коррекционно-развивающей области).
Особое значение для продолжения обучающимися образования и
ослабления (нивелирования) влияния нарушений развития на их учебнопознавательную и практическую деятельность имеют две группы предметных
результатов:
усвоение опорной системы знаний по учебным предметам, входящим в
образовательную область (на уровне начального общего образования особое
значение для продолжения образования имеет усвоение слабослышащими и
позднооглохшими обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и
математике);
овладение содержанием курсов коррекционно-развивающей области,
направленным на выравнивание стартовых возможностей в
получении
обучающимися образования за счет ослабления влияния нарушений развития на
учебно-познавательную
и
практическую
деятельность,
профилактику
возникновения вторичных отклонений в развитии.
Оценка достижения обучающимися данной группы предметных
результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в
ходе выполнения итоговых проверочных работ. В процессе оценки
используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг
друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты,
13

практические работы, диагностические задания, творческие работы, самоанализ
и самооценка, наблюдения).
Система оценки предметных результатов, связанных с освоением учебных
предметов, предполагает оценку динамики образовательных достижений
обучающихся и включает оценку динамики степени и уровня овладения
действиями с предметным содержанием, оценку индивидуального прогресса в
развитии обучающегося.
Объектом итоговой оценки предметных результатов, связанных с
освоением учебных предметов, служит способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием
средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе
метапредметных действий. Итоговая оценка ограничивается контролем
успешности
освоения
действий,
выполняемых
слабослышащими и
позднооглохшими обучающимися, с предметным содержанием, отражающим
опорную систему знаний данного учебного предмета.
4. Объектом оценки личностных результатов, связанных с овладением
содержанием курсов коррекционно-развивающей области, служит готовность
обучающихся решать в соответствии с возрастными возможностями учебнопознавательные и практические задачи (с использованием средств, релевантных
содержанию курсов коррекционно-развивающей области), проявлять активность
и самостоятельность в различных сферах жизнедеятельности.
5. На итоговую оценку, результаты которой используются для
принятия решения о возможности продолжения обучения на следующем уровне,
выносятся предметные результаты, связанные с усвоением опорной системы
знаний по учебным предметам и метапредметные результаты. Предметные
результаты, связанные с овладением обучающимися содержанием курсов
коррекционно-развивающей области, в соответствии с требованиями ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, не подлежат итоговой оценке.

2. Содержательный раздел ФАОП НОО для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся (вариант 2.2)
Федеральные рабочие программы учебных предметов (Русский язык,
Литературное чтение, Окружающий мир). Рабочие программы учебных
предметов, учебных курсов (в том числе в неурочной деятельности),
учебных модулей.
Программа формирования УУД.

Программа формирования УУД, имея междисциплинарный характер,
14

служит основой для разработки примерных программ учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области.
1. Программа формирования УУД направлена на обеспечение системнодеятельностного подхода, положенного в основу ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ слабослышащих и позднооглохших обучающихся, и призвана
способствовать реализации развивающего потенциала начального общего
образования слабослышащих и позднооглохших с учетом их особых
образовательных потребностей за счет развития УУД, лежащих в основе умения
учиться. Это достигается путем освоения обучающимися знаний, умений и
навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей
области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные
от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются,
применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих
обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков обучающимся
определяется освоением им УУД.
2. Программа формирования УУД у слабослышащих и позднооглохших
обучающихся:
Устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования
данной группы обучающихся;
Определяет состав и характеристики УУД, доступных для освоения
обучающимися в младшем школьном возрасте;
выявляет связь УУД с содержанием учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области.
Формирование УУД выступает основой реализации ценностных
ориентиров начального общего образования в единстве процессов обучения и
воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся.
3. Ценностными ориентирами начального общего образования выступают:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
Чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование
психологических
условий
развития
общения,
сотрудничества на основе:
проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности
к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера,
признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом
позиций всех участников;
15

адекватного использования компенсаторных способов для решения
различных коммуникативных задач;
опоры на опыт взаимодействий с партнерами по общению; развитие
ценностно-смысловой сферы личности на основе: общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации,
коллектива и стремления следовать им;
ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств
(стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
личностного
самоопределения
в
учебной,
социально-бытовой
деятельности; восприятия "Образа Я" как субъекта учебной деятельности;
внутренней позиции к самостоятельности и активности; развития
эстетических чувств;
развитие умения учиться на основе:
развития
широких
познавательных
интересов,
инициативы
и
любознательности, мотивов познания и творчества;
формирования умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных
способов учебной деятельности;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на
основе: формирования самоуважения и эмоционально-положительного
отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать
свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их
оценивать;
развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности за их результаты;
формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
формирования умения противостоять действиям и ситуациям,
представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в
пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к
информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Формирование у обучающихся УУД, представляющих обобщенные
действия, открывает обучающимся возможность широкой ориентации в учебных
предметах, в строении самой учебной деятельности, способствует освоению
компонентов учебной деятельности, развитию познавательных и учебных
мотивов, что оптимизирует протекание процесса учения.
4. Функциями УУД выступают:
16

обеспечение обучающемуся возможности самостоятельно осуществлять
процесс учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и
результаты деятельности;
создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного
и эффективного усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в
процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей
области;
оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции
посредством формирования УУД;
обеспечение преемственности образовательного процесса.
5. Программа формирования УУД направлена на формирование у
слабослышащих и позднооглохших обучающихся личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных учебных действий:
5.1. Личностные УУД включают:
внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного
отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца "Хорошего ученика";
мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность
к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;
ориентацию на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной
деятельности, на понимание оценок педагогических работников, сверстников,
родителей (законных представителей);
способность к оценке своей учебной деятельности;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;
установку на здоровый образ жизни (в том числе охрану анализаторов) и
её реализацию в реальном поведении и поступках;
потребность в двигательной активности, мобильность;
ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую
независимость в доступных видах деятельности;
принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей
деятельности
нормам
природоохранного,
нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе
17

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
овладение доступными видами искусства.
5.2. Регулятивные УУД представлены следующими умениями:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные педагогическим работником ориентиры-действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с педагогическим работником;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку педагогических
работников, других обучающихся, родителей (законных представителей) и
других людей;
адекватно
использовать
все
анализаторы
для
формирования
компенсаторных способов деятельности;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать запись
результатов решения задачи;
использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в
бытовой и учебной деятельности;
осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.
5.3. Познавательные УУД представлены следующими умениями:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и
схемы, для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов);
осуществлять
аналитико-синтетическую
деятельность
(сравнение,
сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
18

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач;
владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.
5.4. Коммуникативные УУД представлены следующими умениями:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том
числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи;
научится адекватно использовать компенсаторные способы для решения
различных коммуникативных задач;
использовать невербальные средства общения для взаимодействия с
партнером.
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного,
ценностно-личностного,
познавательного
развития слабослышащих
и
позднооглохших
обучающихся,
реализуется
в
рамках
целостного
образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и
курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и
внешкольной деятельности.
На уровне НОО формирование УУД осуществляется на таких предметах
как "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир",
"Изобразительное искусство", "Технология", "Основы религиозных культур и
светской этики", "Физическая культура (Адаптивная физическая культура)" и на
коррекционно-развивающих курсах, таких как "Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи", "Музыкально-ритмические занятия",
"Развитие слухового восприятия и техника речи".
Каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для
формирования УУД.
19

Программа коррекционной работы.

Программа коррекционной работы направлена на выявление особых
образовательных
потребностей
слабослышащих
и
позднооглохших
обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной
психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых
образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в
соответствии с рекомендациями ПМПК).
Программа коррекционной работы содержит:
перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
систему комплексного
психолого-педагогического
сопровождения
обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего
психолого-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их
особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития
обучающихся;
корректировку коррекционных мероприятий. Обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися
содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую
учебную нагрузку, но учитывается при определении объемов финансирования,
направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной
программы.
Цель
программы
коррекционно-развивающей
работы:
оказание
комплексной
психолого-педагогической
помощи
слабослышащим
и
позднооглохшим обучающимся в освоении АООП НОО, в коррекции
недостатков в общем и слухоречевом развитии, в их социальной адаптации.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
обучающихся.
Задачи программы коррекционно-развивающей работы:
выявление особых образовательных потребностей слабослышащих и
позднооглохших обучающихся, обусловленных недостатками в их развитии;
организация специальных условий образования в соответствии с
особенностями ограничений здоровья обучающихся;
осуществление
индивидуально
ориентированной
психологопедагогической помощи обучающимся с учетом особенностей их
20

психофизического развития и индивидуальных возможностей;
оказание коррекционной помощи в овладении АООП НОО, в том числе
организация индивидуальных и фронтальных занятий по развитию слухового
восприятия речи и неречевых звучаний, включая музыку, слухозрительного
восприятия устной речи, ее произносительной стороны;
организация специальной
психолого-педагогической помощи в
формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих и
позднооглохших обучающихся; создание благоприятных условий для наиболее
полноценного личностного развития, приобщения к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства с учетом возможностей и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Принципы программы коррекционно-развивающей работы:
Соблюдение интересов слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
создание в образовательной организации условий для реализации их
возможностей и особых образовательных потребностей, наиболее полноценного
развития, социальной адаптации;
Приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
взаимодействие всех специалистов образовательной организации,
родителей
(законных
представителей)
обучающихся
при
решении
образовательно коррекционных задач, а так же оказании согласованной помощи
в процессе развития личности обучающегося, его адаптации и интеграции в
общество;
учёт социальных факторов в формировании личности обучающегося;
содействие созданию благоприятной социальной ситуации развития и обучения
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
обучающегося, его особыми образовательными потребностями;
реализация в различных жизненных ситуациях достижений обучающихся в
образовательно-коррекционном процессе, обеспечение подготовленности
обучающихся к адаптации и интеграции в общество, развития их
самостоятельности при решении жизненных задач;
обеспечение слухоречевого развития обучающихся с учетом их
индивидуальных особенностей, максимальное обогащение их речевой практики,
развитие жизненных компетенций при взаимодействии со слышащими людьми
разного возраста в условиях деятельности, интересной и полезной всем её
участникам.
21

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
включает:
Проведение психолого-педагогическое обследования обучающихся при
поступлении в образовательную организацию с целью выявления их
возможностей и особых образовательных потребностей, составления программы
индивидуального маршрута с учетом фактического уровня общего и
слухоречевого развития, индивидуальных особенностей;
разработку рекомендаций к составлению коррекционных программ,
учитывающих индивидуальные особенности обучающихся, в том числе
программ по развитию восприятия устной речи и обучению произношению;
проведение коррекционно-развивающей работы с учетом особых
образовательных потребностей каждого обучающегося, его индивидуальных
особенностей;
мониторинг динамики общего и слухоречевого развития обучающихся,
достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей работы.
Направления и содержание программы коррекционной работы:
1. Коррекционно-развивающая работа:
Способствует удовлетворению особых образовательных потребностей
слабослышащих и позднооглохших обучающихся, освоению ими АООП НОО,
формированию
у
обучающихся
УУД-личностных,
регулятивных,
познавательных, коммуникативных, эмоционально-волевой и личностной сфер
обучающегося.
В состав предметной области внеурочной деятельности "Коррекционноразвивающая работа"
входят следующие обязательные предметы:
формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи
(индивидуальные занятия); музыкально-ритмические занятия (фронтальные
занятия); развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия).
Содержание данной области может быть дополнено образовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся на основании рекомендаций психолого-педагогической комиссии,
индивидуальной программы реабилитации обучающихся, а так же результатов
комплексного психолого-педагогического обследования каждого обучающегося
при поступлении в образовательную организацию, рекомендаций к
коррекционно-развивающей работе по результатам данного обследования,
систематических педагогических наблюдений в учебной и внеурочной
деятельности,
данных
систематического
мониторинга
достижения
обучающимися планируемых результатов образования, бесед с обучающимися,
педагогическими работниками, включая школьного педагога-психолога,
социального педагога, администрацию образовательной организации, родителей
22

(законных представителей).
2. Диагностическая работа:
включает
проведение
комплексного
психолого-педагогического
обследования обучающихся при поступлении в образовательную организацию с
целью выявления их особых образовательных потребностей;
систематического мониторинга (в конце каждой учебной четверти)
достижения обучающимися планируемых результатов освоения образования на
основе АООП НОО;
систематического мониторинга достижения обучающимися планируемых
результатов коррекционно-развивающей работы, изменение коррекционной
программы по результатам обследования в соответствии с выявленными
особенностями и потребностями обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания.
3. Консультативная работа:
обеспечивает непрерывность специального психолого-педагогического
сопровождения обучающихся и их семей по вопросам образования и
социализации слабослышащих и позднооглохших обучающихся, повышение
уровня родительской компетентности и активизацию роли родителей (законных
представителей) в воспитательном процессе. Консультативная работа включает
выработку совместных рекомендаций специалистам и, работающим и в
образовательной организации, и родителями (законными представителями) по
реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с
каждым обучающимся, выбору индивидуально-ориентированных методов и
приемов образования; оказание консультативной помощи родителям (законным
представителям) по вопросам семейного воспитания, образования и проведения
коррекционно-развивающей работы во внешкольное время.
4.
Информационно-просветительская
работа:
предполагает
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особыми
образовательными потребностями слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, в том числе с возможностями и особенностями коммуникации с
ними, обеспечению наиболее полноценного образования и развития, созданию
необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в общество,
правам и обязанностям лиц с нарушениями слуха. Информационнопросветительская работа может проводиться как в данной образовательной
организации –среди обучающихся, их родителей (законных представителей), так
и в других образовательных организациях, включая организации
дополнительного и профессионального образования: среди педагогических
работников, обучающихся, родителей (законных представителей), а также в
других организациях.
23

5. Психолого-педагогическая работа: предполагает проведение психологопедагогической диагностики с целью психолого-педагогического изучения
индивидуальных особенностей личности обучающегося, резервов ее развития;
познавательных возможностей и интересов обучающихся, резервов их развития;
выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии обучающихся;
изучения интересов обучающихся в связи с профориентационной работой в
образовательной организации; осуществление коррекционно-развивающей
работы с учетом результатов психолого-педагогической диагностики совместно
со специалистами образовательной организации и (или) других организаций на
основе сетевого взаимодействия; содействие личным достижениям
обучающегося в доступных ему видах учебной и внеурочной деятельности с
учетом индивидуальных особенностей; осуществление здоровьесберегающей
работы совместно со специалистами образовательной организации и (или)
других организаций на основе сетевого взаимодействия; проведение психологопедагогического консультирования, направленного на оказание помощи
обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим
работникам в решении актуальных задач развития, социализации, преодоления
учебных трудностей, проблем взаимоотношений между обучающимся,
родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
осуществление профилактики, формирование и развитие психологически
комфортных отношений в классе, образовательной организации, в семье;
профилактику внутриличностных конфликтов; психолого-педагогическое
содействие обеспечению управленческих процессов на основе проведения
мониторинговых исследований психологического климата в системах
администрация-педагогические работники-обучающиеся-родители (законные
представители), психолого-педагогического сопровождения эффективного их
взаимодействия, участия в разработке программ развития образовательной
организации; осуществление просветительской деятельности для повышения
психолого-педагогической
компетентности
педагогических
работников,
родителей (законных представителей).
Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом для детей с ОВЗ, Федеральной
адаптированной
образовательной
программой
начального
основного
образования. Приоритетной задачей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей активными знаниями и умениями, способной реализовать свой
24

потенциал в условиях современного общества. Приоритетные направления:
расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов,
обновление воспитательного процесса на основе отечественных и региональных
традиций с учётом современных достижений педагогической науки и лучших
практик. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
слабослышащих обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилами нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов, указанных в ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности, патриотизма, готовность обучающихся к познанию и
обучению, ценностные установки и социально-значимые качества личности,
активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа представляет собой систему форм и методов работы со
слабослышащими обучающимися, реализующую воспитательный потенциал
совместной с обучающимися деятельности и соответствует реальной
воспитательной работе.
Процесс воспитания основывается наследующих принципах
взаимодействия педагогических работников:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритета безопасности обучающегося при нахождении в ОО;
 ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого
обучающегося и взрослого, как залог конструктивного взаимодействия
обучающихся и педагогических работников;
 создание детско-взрослых общностей, совместных дел, объединяющих
обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными
событиями;
 системность, целесообразность, соблюдение традиций, творчество в
воспитании.


Стержнем годового цикла ВР являются ключевые общешкольные дела,
базирующиеся
на
конструктивном
межклассном
и
межвозрастном
взаимодействии обучающихся и педагогов.
Ключевыми фигурами воспитания являются классный руководитель и
воспитатель, реализующие по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую, организационную и посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
Цель: личностное развитие слабослышащих обучающихся, проявляющееся
в усвоении ими основных норм и ценностей российского общества, развитии их
25

позитивного отношения к ним и приобретении ими соответствующего этим
ценностям опыта поведения и применения сформированных знаний и
отношений на практике.
Задачи:
• воспитывать гражданско-патриотическое и духовно-нравственное
сознание на основе сохранения культурно-исторического наследия,
отечественных традиций;
• создавать благоприятные условия для развития личности обучающихся,
их познавательных, творческих, исследовательских и других способностей;
• реализовать воспитательные возможности общешкольных ключевых и
традиционных дел, укреплять школьные традиции;
• вовлекать учащихся в разнообразные социализирующие отношения,
(участие в мероприятиях разного уровня);
• осуществлять диагностику, регулирование и коррекцию личностного
развития обучающихся, создавать условия для развития у них способностей к
самоанализу, самооценке и саморазвитию, формировать ответственность за
социальные действия;
• формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе;
• формировать здоровый образ жизни;
• совершенствовать ученическое самоуправление через участие
обучающихся в детском объединении «Дончата»;
• вовлекать обучающихся в систему дополнительного образования с целью
обеспечения самореализации личности;
• создавать условия для участия семей обучающихся в общешкольных
делах, воспитательной деятельности класса, повышать активность родительского
сообщества; привлекать родителей к участию в управлении классом и школой;
• воспитывать обучающихся в духе личностного достоинства, уважения
прав человека;
• участие в работе школьных медиа.
Принципы
обучающихся:

взаимодействия

педагогических

работников

и

 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,

соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритета безопасности обучающегося при нахождении в ОО;
 ориентир на создание в ОО психологически комфортной среды для
каждого обучающегося и взрослого;
 создание детско-взрослых общностей, которые объединяют яркими и
26

содержательными событиями, общими позитивными эмоциями;
 системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условие
его эффективности;
 ключевые фигуры - классный руководитель и воспитатель, реализующие
по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Развитие личности обучающегося определяется следующим спектром
направлений взаимодействия взрослых и детей:
 приобщение












к российским традиционным духовным ценностям,
ценностям своей этнической группы;
организация нравственной личностно значимой и общественно
приемлемой деятельности, участие в реализации патриотических,
социальных проектов и программ (познавательных, творческих,
спортивных и т.д.).
Целевые приоритеты
Усвоениеслабослышащимиобучающимисясоциальнозначимыхзнанийосн
овныхнормитрадицийобщества, в котором живут:
быть любящим, послушным, отзывчивым, уважать старших,
заботиться о младших членах семьи;
быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину, малую Родину, дом, город;
беречь и охранять природу;
стремиться узнавать новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
уметь сопереживать, устанавливать хорошие отношения с окружающими,
защищать слабых, уважительно относиться к людям иной
национальности, к людям с ОВЗ.

Условия для реализации программы
1. Наличие необходимой материально-технической базы.
2. Высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры
учителя, их профессиональной компетентности.
3. Систематический творческий поиск и апробация педагогами новых
технологий, форм, методов, приёмов, средств достижений поставленных целей,
использование потенциала классного руководства в воспитании обучающихся.
27

4. Создание в школе атмосферы доброжелательности, доверия,
взаимопонимания.
5. Расширение границ социокультурного пространства, организация
посещений центров культуры, спорта и др.
Планируемые результаты реализации программы
У слабослышащих обучающихся будут сформированы:
 мотивационнаяоснова






учебной, познавательной и художественнотворческой деятельности;
интерес к новым способам самовыражения;
собственная внутренняя позиция как одно из средств самовыражения в
социальной жизни;
умение вносить коррективы в свои действия на основе их оценки и учета
сделанных ошибок;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию.

Содержание
Программа предусматривает следующие модули:
• «Ключевые общешкольные дела» (комплекс коллективных творческих
дел, школьных проектов, акций, традиционных мероприятий: сохранение
исторической памяти о Великой Отечественной войне, государственные
праздники, Дни воинской славы и памятных дат России, ,общешкольные
проекты «Мы помним, мы гордимся!», «Моя Родина – Донская земля», «Мы –
одна семья», «Здоровому образу жизни-да!», спортивные турниры «Мы это
можем!» ,«Богатырская наша сила», «Уютный дворик», Дела способствуют
объединению большей части обучающихся, педагогов, родителей. Расширение
творческого союза с социальными партнерами, Российским движением
школьников, ГИБДД, МЧС и др.).
• «Классное руководство» (инициирование и поддержка классным
руководителем участия класса в общешкольных ключевых делах, организация
интересных и значимых для личностного развития обучающегося совместных
дел: патриотической, духовно-нравственной, познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, творческой направленности, сплочение и
командообразование
коллектива
класса.
Индивидуальная
работа
с
обучающимися: изучение особенностей личностного развития обучающихся,
поддержка в решении важных для него жизненных проблем, помощь в создании
и оформлении личных портфолио обучающихся, коррекция поведения. Работа с
28

родителями
(законными
представителями):
проведение
регулярных
консультаций, родительских собраний, информирование о школьных успехах
или проблемах обучающегося, организация родительских комитетов,
участвующих в управлении ОО решении вопросов воспитания и обучения
учащихся, привлечение к организации и проведению дел класса).
• «Курсы внеурочной деятельности» (вовлечение учащихся в социально
значимые дела и получение ими практического опыта; объединение их в кружки,
секции, студии. В рамках внеурочной деятельности реализуются:
познавательная, художественная, спортивно-оздоровительная, техническая,
трудовая, игровая деятельность). «Профориентация» (мотивация и уважение к
труду, обучающихся, проведение профориентационных игр, экскурсий на
предприятия, использование интернет ресурсов, посвященных выбору
профессии; участиев проекте «Успех без границ!» , онлайн-тестирование,
прохождение курсов по интересующим профессиям, участие в ролевых играх,
квестах, знакомство с основами профессий.)
• «Школьные медиа» (создание и распространение текстовой, видео
информации; с целью информационно-технической поддержки школьных
мероприятий, конкурсов, выставок, освещения деятельности ОО в школьном
информационном пространстве, в интернет-сайте ОО наиболее интересных
моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков,
секций, спортивных и творческих достижений на фестивалях, конкурсах,
соревнованиях;
продвижение ценностей школы; участие в создании презентаций, роликов,
клипов). Акцент в работе школьных медиа на патриотическое, этическое,
эстетическое просвещение аудитории обучающихся. Расширение цифровых
функций школьной библиотеки.)
• «Предметно-эстетическая среда» (обогащение внутреннего мира
обучающихся, формирование у него чувства вкуса и стиля; создание атмосферы
психологического комфорта, что способствует предупреждению стрессовых
ситуаций, позитивному настроению и восприятию школы: интерьер школьных
помещений, наличие регулярно сменяемых творческих и информационных
экспозиций, озеленение школьных территорий, создание оздоровительнорекреационных зон для активного и тихого отдыха; благоустройство классных
кабинетов, событийный дизайн (оформление пространства для проведения
конкретных школьных событий церемоний, праздников, торжественных линеек,
конкурсов, конференций (стенды, плакаты, инсталляции).
• «Экскурсии, походы» (выездные события с насыщенной программой,
включающие в себя комплекс патриотических, познавательных, творческих,
спортивно-оздоровительных, экологических дел. Участники–разновозрастные
29

группы обучающихся, подготавливающие домашние заготовки, например:
«Туристы-открыватели», «Посвящение в путешественники», «Игра команд» ит.
д. Использование современной региональной инфраструктуры: краеведческая,
детский познавательный туризм по Ростовской области.)
• «Работа с родителями (законными представителями) (согласованность
позиции семьи и школы по более эффективному достижению цели воспитания.
Системная работа общешкольной конференции, родительских комитетов школы,
классов, участвующих в управлении ОО и решении вопросов воспитания и
социализации обучающихся. Функционирование родительского форума на
школьном интернет-сайте. Работа специалистов по запросу родителей (законных
представителей) для решения конфликтных ситуаций. Участие родителей
(законных представителей) в педагогических консилиумах в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного обучающегося. Использование группового и индивидуального
уровня
.Обеспечение
сотрудничества
с
родителями
(законными
представителями) обучающихся:
- организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
школьников, предусматривающей совместную работу детей и родителей,
помощь в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных
мероприятий;
- стимулирование активного участия родителей (законных представителей)
в реализации воспитательной программы ОО и других социальных институтов;
-повышение
педагогической
культуры
родителей
(законных
представителей) с использованием эффективных методов и технологий решения
проблем;
- проведение виртуальных консультаций, организация консультирования
родителей (законных представителей) специалистами (педагогами-психологами
социальным педагогом, медработниками и др.);
- содействие развитию культуры семейного воспитания обучающихся на
основе патриотических, традиционных семейных и духовно-нравственных
ценностей.
Ключевые направления воспитания:
I. Гражданско-патриотическое воспитание - развитие правовой
культуры, формирование активной гражданской позиции, стабильной системы
нравственных и смысловых установок личности, противостоящей идеологии
экстремизма национализма, ксенофобии и др. видам деструктивной идеологии:
- создание условий для развития у обучающихся социальной
ответственности, социальной солидарности, толерантности, самостоятельности;
30

- создание условий для реализации потребности в социальном признании и
самореализации;
- реализация мероприятий, обеспечивающих ориентацию обучающихся в
современных общественно-политических процессах, происходящих в России и в
мире;
- сохранение национальной исторической памяти, умения объективно
оценивать исторические события, критически относиться к источникам
информации:
- создание условий для самореализации обучающихся в рамках
общественно значимой деятельности в ОО и социуме;
- использование эффективных моделей, программ и технологий
воспитания, способствующих формированию патриотической позиции
обучающихся;
- формирование собственной позиции по отношению к современным
общественно-политическим процессам, происходящим в России и мире;
- участие в мероприятиях, организованных МЧС, Российским движением
школьников и т.д.
II. Духовно-нравственное воспитание личности на основе российских
традиционных ценностей - развитие ценностно-смысловой сферы личности, её
ценностных ориентаций, ценностно-смысловых установок, нравственных чувств,
нравственной позиции:
- организация воспитательной среды, в которой обучающиеся постигают
нравственные законы, культурные и духовные идеалы нашего народа и
человечества;
- включение обучающихся в художественную деятельность на логически
поисковом и творческом уровнях для проявления собственной позиции и
изменения эстетики окружающего пространства;
- расширение спектра мероприятий, событий ключевых дел, направленных
на получение опыта переживания высоких духовных состояний, осознания своей
внутренней духовной реальности и понимания самооценки духовного мира
человека, разрешения нравственных проблем;
- определение и реализация своих ценностных приоритетов в духовнопрактической деятельности (творчество, общение, благотворительность).
III.
Художественно-эстетическое
воспитание
приобщение
обучающихся к культурному наследию мира, России, Донского края:
- использование в воспитательных целях литературного, художественного,
музыкального, театрального, кинематографического наследия;
- воспитание уважения к искусству, культуре, традициям всех народов,
проживающих в Донском крае, России;
31

- расширение воспитательного потенциала школьной библиотеки,
Центральной библиотеки.
IV. Познавательное (интеллектуальное) воспитание - популяризация
научных знаний среди обучающихся:
- расширение знаний о безопасности в ОО, социуме, окружающем мире;
- поддержка научно-технического творчества обучающихся;
- создание условий для удовлетворения познавательных интересов
обучающихся в рамках внеурочной деятельности;
- организация среды, стимулирующей творческую активность
обучающихся
(творческие
конкурсы
по
различным
направлениям
исследовательской и поисковой деятельности обучающихся, олимпиад,
викторин и т.д.);
V. Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирование
трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение
навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к разным
видам деятельности, развитие творческих способностей, инициативы,
стремления к достижению более высоких результатов:
- воспитание обучающихся, способных к самообразованию и
саморазвитию;
- формирование базовых характеристик успешного гражданина России и
РО (мотивация и уважение к труду, умения и навыки самообслуживания и
бытовой культуры, навыки самостоятельной работы, оценка смысла и
последствий своих действий);
- внедрение моделей сетевого взаимодействия с организациями ДО, иными
организациями
- внедрение технологий практико-ориентированного обучения;
- создание системы профессионального просвещения (знакомство с
профессиями, встречи обучающихся с родителями –представителями различных
профессий, тематические экскурсии);
- использование активных форм проведения занятий и творческих работ
(ролевые игры, тренинги, практические занятия и т.д.).
VI. Спортивно-оздоровительное и физическое воспитание. Культура
здорового образа жизни: разработка и внедрение нормативно-правовых,
организационных основ деятельности по формированию культуры и ценностей
здорового образа жизни;
- улучшение качества учебно-воспитательного процесса и реализация
целевых программ по формированию устойчивого интереса и потребности в
приобретении навыков ЗОЖ;
- расширение системы мероприятий по укреплению здоровья, развития
32

физических качеств и повышению функциональных возможностей организма;
- расширение зоны соревновательной деятельности обучающихся с целью
освоения норм коллективного взаимодействия, умения контролировать
собственное эмоциональное состояние и поведение.
VII. Экологическое воспитание – формирование экологического
сознания (осознание единства человека и природы, взаимовлияние здоровья
человека и экологической обстановки):
- формирование знаний норм и правил экологической этики,
законодательства в области экологии и здоровья и т.д.;
- воспитание экологической культуры и экологически целесообразного
поведения (ценностное отношение к природе, к окружающей среде);
- участие в общезначимых делах по охране природы;
- расширение системы сотрудничества ОО с детскими и молодежными
объединениями.
Одно из ключевых направлений реализации Программы воспитания –
интеграция основного общего и дополнительного образования слабослышащих
обучающихся.
Предоставление возможности формирования современных универсальных
компетентностей (креативности, коммуникации, сотрудничества, лидерства,
цифровой, технологической грамотности, социальных, культурных проб).
Система ДО предоставляет новые образовательные практики,
функционирует по направлениям, востребованным обучающимися и их
родителями (законными представителями): робототехника, изобразительная
деятельность, хореография, шахматы, баскетбол.
Направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ воспитательной работы осуществляется по выбранным
школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения.
1.
Результаты воспитания, социализации
и саморазвития
слабослышащих обучающихся. Способы получения
информации
–
педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование.
Освещаются следующие вопросы: наличие проблем личностного развития
обучающихся, их решение, наличие выявленных новых проблем.
2. Состояние организуемой в
школе совместной деятельности
слабослышащих обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
33

совместной деятельности обучающихся и взрослых. Способы получения
информации-беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, лидерами УС, анкетирование.
Самоанализ качества воспитательной работы осуществляется по
направлениям: общешкольные ключевые дела; совместная деятельность
классных руководителей, воспитателей и их классов;внеурочная деятельность;
школьное детское объединение, самоуправление; экскурсии, походы,
профориентационная работа; школьные медиа; организация предметноэстетической среды; взаимодействие школы и родителей
слабослышащих
обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в ОО воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми необходимо работать
педагогическому коллективу.

3. Организационный раздел АООП НОО для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся вариант 2.2
Учебный план
Приложение 2
План внеурочной деятельности
Приложение 3
Календарный план воспитательной работы
Приложение 4
Календарный учебный график
Приложение 5
Пояснительная записка к календарному учебному графику
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным
четвертям.
Урочная
деятельность
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу
возможна организация и проведение занятий в рамках внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном
учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и
каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7
календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: 1четверть - 8 учебных
недель; 2 четверть - 8 учебных недель; 3 четверть - 10 учебных недель (для 2-5
классов), 9 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 классов); 4четверть -8
учебных недель (для 1 дополнительных и 1-5классов).
Продолжительность каникул составляет:
34

по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 8 календарных дней; по
окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 12 календарных дней;
дополнительные каникулы - 7календарных дней (для1классов);
по окончании 3 четверти (весенние каникулы) – 10 календарных дней; по
окончании учебного года (летние каникулы) – не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее10 минут,
большой перемены (после 2 и 3урока) - 20минут.
Продолжительность
перемены
между
урочной
и
внеурочной
деятельностью должна составлять не менее 20 -30 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов,
определенной Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение
дня составляет:
для обучающихся 1-х дополнительных и 1-х классов - не должен
превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5уроков, за счет урока физической
культуры;
для обучающихся 2-5 классов-н более 5 уроков и один раз в неделю 6
уроков за счет урока физической культуры.
Обучение в 1 дополнительном и 1 классе осуществляется с соблюдением
следующих требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре - октябре - по 3 урока в
день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут
каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый;
в середине учебного дня организуется динамическая пауза
продолжительностью не менее 40 минут;
предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти. Возможна организация дополнительных каникул независимо от
четвертей (триместров).
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19
часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного
образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных
уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и
последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью
не менее 20 минут.
35

Календарный учебный график образовательной организации составляется
с учетом мнений участников образовательных отношений, региональных и
этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры
региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и
внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и
иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.
Условия реализации АООП НОО вариант 2.2.

Финансовые,
кадровые,
материально-технические,
психологопедагогические
и
информационно-методические
условия
реализации
формируется образовательной организацией самостоятельно, исходя из
имеющихся условий и возможностей, а также с учетом ФГОС и санитарных
правил СП 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности» для человека факторов среды обитания и
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Финансовое обеспечение реализации АООП НОО

Финансовое обеспечение реализации АООП НОО для слабослышащих и
позднооглохших учащихся опирается на исполнение расходных обязательств,
обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и
общедоступное общее образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Финансирование с применением принципа нормативного подушевого
осуществляется учредителем образовательной организации.
Порядок распределения фонда оплаты труда осуществляется в
соответствии с региональными нормативными актами. В распределении
стимулирующей части фонда оплаты труда предусматривается участие
выборного органа первичной профсоюзной организации.

36

Кадровые условия

Кол.
чел
Всего педагогических работников (количество человек)
17
Образовательный
уровень с высшим образованием
14
со
средним
специальным
педагогических работников
3
образованием
со
специальным 1
(дефектология)
образованием
Всего
Имеют квалификационную категорию
11
Высшую
6
Первую
7
Состав педагогического коллектива по Руководители
2
должностям
Учитель
9
Учитель1
дефектолог(сурдопедагог)
Показатель

Педагог-психолог
Социальный педагог

1
1

Педагог-библиотекарь

1

Материально-технические условия реализации АООП НОО

В соответствии с требованиями ФГОС НОО образовательная организация
обеспечена мебелью, освещением, хозяйственным инвентарём и оборудована
учебными кабинетами рабочими местами учащихся и педагогических
работников;
библиотекой;
спортзалом;
столовой,
обеспечивающими
возможность организации 2-х разового для обучающихся горячего питания;
медицинским кабинетом; и иными помещениями, оснащёнными необходимым
оборудованием, для организации внеурочной деятельности.
Материально-технические
условия
общие
характеристики
инфраструктуры, включая параметры информационно-образовательной среды
37

образовательной организации, отвечают особым образовательным потребностям
слабослышащих и позднооглохших обучающихся: организация пространства;
обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов,
их сотрудничества с родителями (законными представителями); специальные
учебники, специальные рабочие тетради, специальные дидактические
материалы, специальные электронные приложения, компьютерные инструменты
обучения.
Предусматривается процесс координации и взаимодействия специалистов
разного профиля, вовлеченных в процесс образования, родителей (законных
представителей) слабослышащего и позднооглохшего обучающегося.
Созданы условия для функционирования современной информационнообразовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных
технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических
средств, обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально
возможных для него результатов освоения АООП.
Оргтехника и технические средства обучения
Компьютер
Принтер и МФУ
Интерактивный комплекс (доска+проектор)
Интерактивная панель с внешним компьютером

11
11
5
3

Психолого-педагогические условия

Уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное;
групповое; на уровне класса .
Основные формы психолого-педагогического сопровождения:
•
диагностика, направленная на выявление особенностей статуса
младшего школьника;
•
консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется
учителем и педагогом-психологом с учётом результатов диагностики;
•
профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение,
коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения
относится:
•
сохранение и укрепление психологического здоровья;
38

•
мониторинг возможностей и способностей учащихся;
•
психолого-педагогическую поддержку детей с проблемами в
развитии, школьными трудностями, проявлениями социальной дезадаптации;
•
формирование у учащихся ценности здоровья и безопасного образа
жизни;
•
развитие экологической культуры;
•
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников. В деятельности службы сопровождения существует три
обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:
•
диагностика развития ребенка (психического, личностного,
социального);
•
реализация программ индивидуальных и групповых занятий
коррекционно-развивающей направленности;
•
анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей
которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она
предъявляет к уровню развития ребенка.
Ведется работа по правовому воспитанию учащихся и профилактике
правонарушений.

39

Информационно-методические условия
№п/п
1.
2.

Авторы, название учебника
Класс
Начальное образование
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Под ред. Иванова С.В. 3
Русский язык в 2 ч.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное
чтение в 2 частях

Издательство
Вентана-Граф

3

Вентана-Граф

3.

Биболетова М.З., Денисеенко О.А. Английский
язык

3

Просвещение

4.
5.

Рудницкая Н.В. Математика. В 2 ч.
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий
мир. В 2 ч.
Лях В.И. Физическая культура 1-4 кл
Рагозина Т.М., Гринёва А.А. Технология
Алеев В.В., Кичак Т.В. Музыка в 2 ч.
Горяева Н.А., Неменская Л.А. под ред. Неменского
Б.М. Изобразительное искусство
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Под ред. Иванова С.В.
Русский язык в 2 ч.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное
чтение в 2 частях
Быкова Н.И., Дули Д. Английский язык. В 2 частях
Рудницкая Н.В. Математика. В 2 ч.
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий
мир. В 2 ч.
Васильева О.Ю., Кульберг А.С. Основы
религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры. В 2 ч.
Лях В.И. Физическая культура 1-4 кл
Рагозина Т.М., Гринёва А.А. Технология
Алеев В.В., Кичак Т.В. Музыка в 2 ч.
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное
искусство

3
3

Вентана-Граф
Вентана-Граф

3
3
3
3

Просвещение
Академкнига
Вентана-Граф / ДРОФА
Просвещение

4

Вентана-Граф

4

Вентана-Граф

4
4
4

Просвещение
Вентана-Граф
Вентана-Граф

4

Просвещение

4
4
4
4

Просвещение
Академкнига
Вентана-Граф
Вентана-Граф

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».