AOOП OOO ЗПР 7.1

Содержание
1. Целевой раздел АООП ООО
1.1.Пояснительная записка
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО

2. Содержательный раздел АООП ООО
2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая
формирование компетенций учащихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской
и проектной деятельности
2.2. Программы учебных предметов, курсов
2.3. Программа воспитания и социализации учащихся
2.4. Программа коррекционной работы
3. Организационный раздел АООП ООО
3.1.Учебный план
3.1.1. Календарный учебный график

3.2. Система условий реализации АООП ООО
3.2.1. Кадровые условия реализации АООП ООО
3.2.2. Материально-техническое обеспечение

1.Целевой раздел АООП ООО
1.1. Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования (далее – АООП ООО) МБОУ ВСОШ №2 определяет содержание и организацию
образовательного процесса на уровне основного общего образования (далее - ООО) обучающихся
с задержкой психического развития с учетом образовательных потребностей и запросов
участников образовательных отношений.
АООП для обучающихся с ЗПР определяет цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей
обучающегося с ЗПР, быть преемственной по отношению к основной образовательной программе
начального общего образования. Реализация АОП предполагает, что обучающиеся с ЗПР
получают образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного
обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, которые определяются
Стандартом основного общего образования.
АООП ООО разработана с учѐтом особенностей и традиций МБОУ ВСОШ №2,
предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и
творческих возможностей личности.
МБОУ ВСОШ №2 является конкурентоспособной, востребованной образовательной
организацией, это учебное заведение в системе непрерывного образования, ориентированное на
формирование личности, готовой к учебной, творческой и исследовательской деятельности.
МБОУ ВСОШ №2 отвечает миссии образовательной организации о воспитании нового
поколения, создании для учащихся ситуации успеха, стимулирующей их к личностному развитию.
Основываясь на достигнутых результатах и традициях МБОУ ВСОШ №2, учитывая тенденции
развития образования в России, социально-политическую и культурную ситуации в стране, были
сформулированы следующие цели, задачи, приоритетные направления, принципы и подходы
реализации АООП.
Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР
- обеспечение выполнения требований ФГОС ООО посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, а также
-обеспечение высокого уровня качества школьного образования в соответствии с
образовательным заказом всех заинтересованных сторон на основе инновационной организации
образовательного процесса;
-достижение всеми выпускниками, в том числе детьми – инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья планируемых результатов освоения ООП ООО: компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающихся среднего школьного возраста;
-обеспечение условий для формирования у подростков способности к осуществлению
ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории с учѐтом
состояния их здоровья;
-развитие способностей, профессиональных склонностей всех обучающихся, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, через организацию основного и
дополнительного
образования,
общественно
полезной
деятельности,
организацию
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и
учебно-исследовательской деятельности.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП ООО обучающихся с
ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

-обеспечить преемственность начального общего, основного общего и среднего общего
образования;
-обеспечить доступность получения всеми выпускниками качественного образования;
-сформировать ключевые компетентности обучающихся: в решении задач и проблем,
информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;
-осуществить индивидуализацию образовательного процесса на основе широкого использования
средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения
ученика в образовательном процессе;
-организовать поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных
образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
-усилить воспитательный потенциал школы, установить требования к воспитанию и социализации
обучающихся, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
-способствовать развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой,
предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности,
а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;
-сохранить и укрепить физическое,
психологическое и социальное здоровье обучающихся,
обеспечить их безопасность в условиях образовательного пространства;
-обеспечить взаимодействие МБОУ ВСОШ №2 с социальными партнѐрами;
-определить предпочтения обучающихся и родителей в получении образования в рамках
образовательного пространства;
-обеспечить участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной образовательной
среды (государственно-общественное управление в образовании).
АООП для обучающихся с ЗПР, реализуется в условиях инклюзивного образования и имеет
структуру, определенную требованиями ФГОС.
АООП направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с ЗПР, их саморазвитие, что
позволит обеспечить их социальную успешность, развитие способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
обучающихся с ОВЗ разработана в соответствии с требованиями ФЗ-273 «Закона об образовании в
РФ», требований СанПин, на основе ООП ООО.
Данная программа предполагает, что обучающийся с ЗПР получит образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья и в те же сроки.
АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной
программы основного общего образования (далее - ООП ООО). Требования к структуре АООП
ООО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному
государственному стандарту основного общего образования (далее - ФГОС ООО). Адаптация
программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в
освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и
условиям реализации АООП ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО
обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося,
согласованная работа педагога и психолога с учетом индивидуальных образовательных
потребностей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин

возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность
центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон
выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до
состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями,
специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических
функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения
речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки,
умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития обучающегося с ЗПР зависит не только от характера и
степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения,
но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной
и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся,
нуждающихся при получении основного общего образования в систематической и комплексной
(психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с
ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования,
вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых
сверстников.
Дифференциация образовательных программ основного общего образования обучающихся
с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером
и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и
рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для
рекомендации обучения по АООП ООО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим
образом.
АООП ООО адресована обучающимся с ЗПР, достигшим уровня психофизического
развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей
социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут
отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС),
выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением
умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной
степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительномоторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом
наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют
особую логику построения учебного процесса и находят своѐ отражение в структуре и содержании
образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:

-получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
-выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между
уровнями образования;
-получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего
адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
-психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;
-психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
-постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО (вариант 7.1), характерны следующие
специфические образовательные потребности:
 адаптация основной общеобразовательной программы основного общего образования с
учетом
необходимости коррекции психофизического развития;

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного
общего тонуса и др.);

 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной
психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального
развития,
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков
развития);

 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий
обучающихся с ЗПР;

 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;


постоянный
(пошаговый)
мониторинг
результативности
образования
и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического
развития;

 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться
с учебными заданиями самостоятельно;

 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему
предметному и социальному миру;

 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении
и совершенствовании освоенных умений;

 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия
с действительностью;

 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;

 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование
умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
АООП ООО
Самым общим результатом освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР должно стать
полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Планируемые результаты освоения обучающимся с ЗПР АООП обеспечивают связь между
требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения
адаптированной образовательной программы и являются содержательной и критериальной
основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической
литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной
направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения
обучающегося с ЗПР в соответствии с требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП отражает требования
Стандарта, передает специфику образовательного процесса, соответствует возрастным
возможностям обучающихся с ЗПР.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП
ООО соответствуют ФГОС ООО и ООП ООО МБОУ ВСОШ №2.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития
программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных
средах:

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ
разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную
обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных
бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в
каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной
жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в жизненном пространстве и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в окружающем мире;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное
участие, брать на себя ответственность;

в учении самостоятельно принимать решения, учиться делать выбор и на уровне окончания
основного общего образования принять решение о дальнейшем своем трудоустройстве.
 овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия,
проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как
средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым
окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об
опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности)
для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в
пространстве и времени, адекватных возрасту обучающегося;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной
жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в
семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать
вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с
близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые
социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом,
близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание,
отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального
контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП ООО должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия
и соответствовать общему темпу занятий;

способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других
ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической
деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической
деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и
сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и
результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП ООО
предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП ООО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными
возможностями и особыми образовательными потребностями.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП
ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести
оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ООП ООО
МБОУ ВСОШ №2.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при
завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть
индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых
результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АООП ООО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
 особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
 привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
 присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
 адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
 при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт,
четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению и др.);
 при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,

концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

увеличение времени на выполнение заданий;

 возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
 обучающегося проявлений утомления, истощения;
 недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АООП ООО предусматривает оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы,
составляющей неотъемлемую часть АООП ООО, осуществляется в полном соответствии с
требованиями ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися
с ЗПР программы коррекционной работы опора делается на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического
и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования
обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных
сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной
динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения
образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы
осуществляется с помощью мониторинговых процедур.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися
программы коррекционной работы, учитывается мнение родителей (законных представителей),
поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям,
свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития
на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной
деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения
программы коррекционной работы обучающегося с согласия родителей (законных
представителей) направляют на повторное психолого-медико-педагогическое обследование для
получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и
содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не
выносятся на итоговую оценку.
1.

Содержательный раздел АООП ООО

1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование
компетенций учащихся в области использования информационно-коммуникационных
технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности соответствует ООП ООО
МБОУ ВСОШ №2.
2. Программы учебных предметов, курсов соответствуют ООП ООО
3. Программа воспитания и социализации учащихся соответствует ООП ООО

4.Программа коррекционной работы.
Программа коррекционной работы направлена на создание комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития при учете его
состояния здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающегося с задержкой психического развития,
оказание ему помощи в освоении основной образовательной программы.
Программа носит комплексный характер и обеспечивает:
-психолого-педагогическую поддержку обучающегося с задержкой психического развития,
особенно попавшего в трудную жизненную ситуацию;
-выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой
психического развития в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной
педагогической работе всех участников образовательного процесса, семьи;
-интеграцию этой категории обучающихся в образовательной организации;
- оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей
психофизического развития, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в
условиях образовательного процесса;
- -создание специальных условий для обучения и воспитания обучающегося с задержкой
психического развития, в том числе соблюдение максимально допустимого уровня нагрузки на
учащегося.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во внеурочное
время в объеме не менее 5 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от
образовательных потребностей обучающихся
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной помощи
обучающимся с ЗПР в освоении АООП ООО, коррекция недостатков в физическом и (или)
психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения
и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения
образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения по индивидуальной программе, с
использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень
участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи:
-своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными
возможностями здоровья;
-определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов;
-определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой
категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой
нарушения развития и степенью его выраженности;
-создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья
образовательной программы и их интеграции в МБОУ ВСОШ №2;
-осуществление индивидуально-ориентированной психолого - педагогической помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
ПМПК);
-разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или)
групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом
развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора;
-обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным
программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
-реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья;

-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей
с ограниченными возможностями здоровья по социальным, правовым и другим вопросам.
Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных
мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и
воспитания, проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством
специалистов.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
 Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.

 Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к ее решению.

 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.

 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

 Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования включает в
себя взаимосвязанные направления.
Данные направления отражают ее основное содержание:
 диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными
возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку
рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях школы;

 коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную
помощь в освоении содержания образования детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях МБОУ ВСОШ №2; способствует формированию универсальных
учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных);

 консультативная работа обеспечивает непрерывность индивидуального сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся;

 информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность
по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории
детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как
имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания:
Диагностическая работа включает:
  своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
 раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностику
затруднений в обучении и анализ причин трудностей адаптации;

 комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля;











































определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребенка;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных
действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических
функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его
поведения;
социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников
образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных
методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса:
обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
решение вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение
тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья.

Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки
обучающихся с ЗПР.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают
необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом
данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей,
определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной
среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материальнотехнической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно- исполнительская деятельность).
Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс,
имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных)
условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных
условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым
образовательным потребностям ребенка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом
является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения,
методов и приемов работы.
Модель системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и
поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с
ОВЗ и инвалидов МБОУ ВСОШ №2 следующая:
I блок - здоровьесберегающая инфраструктура МБОУ ВСОШ №2:
  содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;

оснащенность кабинетов, физкультурных залов, спортплощадок (по возможности)
необходимым
оборудованием и инвентарем;

 необходимое оснащение медицинского кабинета (по возможности);

необходимое оснащение школьной столовой (по возможности);
  организация качественного питания;

необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав
специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинский работник, учителя
физической культуры, психолог, логопед).

II блок - рациональная организация учебного процесса:

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и
внеурочной
нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;


использование технологий обучения, адекватных возрастным возможностям и
особенностям
учащихся;

введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
 

строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении
(компьютер,
аудиовизуальные средства);


рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры
и
занятий активно-двигательного характера;

 индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по
индивидуальным образовательным траекториям.
Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования
труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное
функциональное напряжение и утомление.
III блок - организация физкультурно-оздоровительной работы:

полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья
(на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
 организация динамических перемен, физических пауз на уроках, способствующих
эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
 организация работы спортивных секций; регулярное проведение спортивно оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа является основой
рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному
физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов,
повышает адаптивные возможности организма, является важнейшим средством
сохранения и укрепления здоровья школьников.
IV блок - просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование
ценности здоровья и здорового образа жизни:



включение в систему работы образовательных программ, направленных на формирование
ценности
здоровья и здорового образа жизни;


лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления
здоровья,
профилактики вредных привычек;


проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.
V блок - организация системы просветительской и методической работы с педагогами,
специалистами и родителями, направленная на повышение компетентности педагогов и
повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья:

лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития
ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и
т.п.;


освоение методов психолого-педагогического сопровождения учащихся;


привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных
соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;


деятельность Управляющего совета
школы по здоровью и совместное (учителя,
специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и

укрепления здоровья в МБОУ ВСОШ №2 с учетом реальных возможностей и
потребностей.
VI блок - профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья:
 использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не
требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений
осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);


регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья
школьников, доступность сведений для каждого педагога;


регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их
обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса, что позволит
наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно
принять необходимые меры;


создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи
детям
со школьными проблемами;


привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по
сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
Механизм взаимодействия, предусматривающий общецелевую и единую стратегическую
направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной
педагогики, специальной психологии, медицинских работников.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально
выстроенное взаимодействие всех специалистов МБОУ ВСОШ №2, обеспечивающее системное
сопровождение
детей с
ограниченными возможностями здоровья специалистами
различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
 комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему
квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

 составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции
отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной - волевой и личностной
сфер ребенка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, социальной
работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого - педагогического сопровождения
и эффективно решает проблемы ребенка.
Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия
специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения, которые
предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а
также МБОУ ВСОШ №2 в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием,
развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В качестве механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное

партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие МБОУ ВСОШ №2 с
внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и
другими институтами общества).
Социальное партнерство включает:
 сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам
преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения
детей с ограниченными возможностями здоровья;

 сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными
структурами; сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
 обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии;

 обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации
образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); — обеспечение
специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения,
ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов,
направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании
образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов,
приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики
развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

 обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных
и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно - гигиенических
правил и норм);

 обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися
детьми в проведении воспитательных, культурно - развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы используются специальные
развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий,
необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога,
социального педагога, учителя-логопеда и др.
Кадровое обеспечение:
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое
обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими
обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной
темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы основного общего образования, коррекции недостатков их
физического и (или) психического развития в штатном расписании имеются ставки педагогалогопеда, педагога-психолога, социального педагога.
Информационное обеспечение:
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Обязательным
условием реализации программы является создание системы широкого доступа детей, родителей
(законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-

методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем
направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и
видеоматериалов.

Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями, в том числе с ОВЗ и инвалидами.
Направление
Диагностическая
работа

Планируемый
результат
обеспечивает
своевременное
выявление детей с
ограниченными
возможностями
здоровья, проведение
их комплексного
обследования и
подготовку
рекомендаций по
оказанию им
психолого педагогической
помощи в условиях
образовательного
учреждения

2. Коррекционно - обеспечивает
развивающая
своевременную
работа
специализированную
помощь в освоении
содержания
образования и
необходимую
коррекцию
недостатков в
физическом и (или)
психическом развитии
детей с
ограниченными
возможностями
здоровья в условиях
общеобразовательного
учреждения;
способствует
формированию
универсальных

Содержание деятельности
- своевременное выявление детей, нуждающихся
в специализированной помощи;
- выбор диагностических методик,
- раннюю (с первых дней пребывания ребенка в
образовательном учреждении) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин
трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребенке на
основании диагностической информации от
специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны
ближайшего развития обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья,
выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально- волевой
сферы и личностных особенностей
обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и
условий семейного воспитания ребенка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня
социализации ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль
специалистов за уровнем и динамикой развития
ребенка;
- анализ успешности коррекционноразвивающей работы;
- выбор оптимальных для развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
коррекционных программ/методик, методов и
приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами
индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;
- системное воздействие на учебнопознавательную деятельность ребенка в
динамике образовательного процесса,
формирование компонентов учебной
деятельности, умений выстраивать
взаимоотношения направленное на
формирование универсальных учебных действий
и коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических
функций;

учебных действий у
обучающихся
(личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных)
3.Консультативная обеспечивает
работа
непрерывность
специального
сопровождения детей
с ограниченными
возможностями
здоровья и их семей
по вопросам
реализации
дифференцированных
психологопедагогических
условий обучения,
воспитания,
коррекции, развития и
социализации
обучающихся

- развитие эмоционально-волевой и личностной
сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребенка в случаях
неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах;
- выработку совместных обоснованных
рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья, единых для всех
участников образовательного процесса;
-консультирование специалистами педагогов по
выбору индивидуально- ориентированных
методов и приемов работы с обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья;
-консультативную помощь семье в вопросах
выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.

Система комплексного психолого-социального сопровождения и поддержки учащихся
с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование,
мониторинг динамики развития, успешности освоения АООП ООО

Для реализации требований к ПКР, обозначенных в ФГОС ООО, создан школьный
психолого-педагогический консилиум (ППк)
В состав ППк образовательной организации входят педагог-психолог, учитель-логопед,
педагог (учитель-предметник), социальный педагог, а также представители администрации,
учителя-предметники.
Психолого-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в
письменной форме их родителей (законных представителей).
Цель работы ППк: выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и
оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, в
случае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отбор специальных
методов, приемов и средств обучения).
Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и
успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие
коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и
осуществляют отбор необходимых для школьника (школьников) дополнительных дидактических
материалов и учебных пособий.
Медицинский работник, являясь сотрудником медицинского учреждения, осуществляет
взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.
Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в общеобразовательной
организации осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена
на защиту прав всех учащихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание
для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог
(совместно педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их
условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного
неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их

семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих
интересы подростков с ОВЗ.
Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет классных
часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (со школьниками,
родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со школьниками, родителями,
педагогами). Возможны также выступления специалиста на родительских собраниях, на классных
часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений. Социальный педагог
взаимодействует с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом,
педагогом класса, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их
законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной
власти по защите прав детей.
Педагогу-психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности
школьников с ОВЗ. Работа организована индивидуально и в мини-группах. Основные направления
деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и
коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся; совершенствовании навыков социализации и
расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом);
разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике,
направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.
Помимо работы с обучающимися, педагог-психолог может проводить консультативную
работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением
и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог (психолог) осуществляет
информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает
чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.
В реализации диагностического направления работы принимают участие как учителя
класса, так и специалисты.
Перечень коррекционно-развивающих занятий
Коррекционноразвивающие
занятия
Индивидуальные или групповые
коррекционные занятия:
-логопедические занятия
-психокоррекционные занятия
Развитие личностных и
социальных навыков
Консультации по учебным
предметам

недельное количество часов по классам
5 кл.
6 кл.
7 кл
8 кл. 9 кл.

2
1
1

2
1
1

2
1
1

2
1
1

2
1
1

1

1

1

1

1

Указанные в перечне коррекционно-развивающие мероприятия реализуются за счет времени,
отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности, и включаются в качестве раздела
«Коррекционно-развивающая область» в учебный план обучающегося по АООП ООО ЗПР.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение и содержание
определяется исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей
обучающегося с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПР обучающегося.

3. Организационный раздел АООП ООО
3.1. Учебный план для обучающихся 5-9 классов, реализующих АООП ООО (вариант 7.1)
соответствует учебному плану ООП ООО.
3.2. План внеурочной деятельности АООП ООО (вариант 7.1) соответствует ООП ООО.
3.3. Годовой календарный учебный график АООП ООО соответствует ООП ООО.
3.4. Календарный план воспитательной работы соответствует ООП ООО.
4. Система условий реализации АООП ООО
Кадровые условия реализации АООП ООО
Для реализации основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ ВСОШ №2 укомплектована необходимыми педагогическими и административными
кадрами, имеющими соответствующую квалификацию для решения задач, определенных
настоящей программой, способными к инновационной профессиональной деятельности.
Педагоги МБОУ ВСОШ №2 соответствуют
требованиям, предъявляемым к кадровым
условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, а
именно: компетентности учителя основной школы;
требованиям к результатам освоения основных образовательных программ:
-управлять процессом личностного, социального, познавательного (интеллектуального),
коммуникативного
развития
обучающихся
и
процессом
собственного
профессионального развития;
требованиям к структуре основных образовательных программ:
-проектировать рабочие учебные программы по предметам, проектировать работу классного
руководителя;
требованиям к условиям реализации основных образовательных программ:
-способность
эффективно
использовать
материально-технические,
информационнометодические, ИКТ и иные ресурсы реализации основной образовательной программы.
Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень
должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления,
а также прав, ответственности и компетентности работников МБОУ ВСОШ №2 служат
квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».
Педагогический коллектив основной школы, работая в единой команде:
-реализует АООП ООО в разнообразных организационно-учебных формах (уроки
одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции,
выездные сессии и пр.), с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять
выбор уровня и характера самостоятельной работы.
Эту задачу решают педагоги-предметники:
-организуют в сфере учения для обучающихся место встречи замыслов с их реализацией, место
социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных
возможностей;
-подготавливают обучающихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных
траекторий в заданной образовательной программой области самостоятельности.
Для достижения результатов АООП в ходе ее реализации предполагается оценка качества работы
учителя и специалистов с целью коррекции их деятельности, а также определения
стимулирующей части фонда оплаты труда.
Психолого-педагогические условия реализации АООП ООО
Изменения социально-экономической ситуации в стране, принятие новых законодательных
актов в сфере образования диктуют не только необходимость корректировки целей образования,
учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, но и
совершенствование психологического обеспечения образовательной деятельности с учетом
новых

требований к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ.
Современные научные исследования констатируют неравномерность психического развития в
детской популяции, рост числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии,
снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития,
расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у
обучающихся во все периоды их обучения. В настоящее время актуализируются различного рода
риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; десоциализация, виктимность, явления
насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения обучающихся;
вовлечение в потребление психоактивных веществ; суицидальное поведение; раннее начало
половой жизни; межэтническая напряженность и межнациональные конфликты; снижение
толерантности в общении людей разных культур и разных возрастных групп и другие.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье
обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически
безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС общего образования
существенно изменяет всю образовательную ситуацию, определяя точное место формам и видам
приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды
МБОУ ВСОШ №2, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного
психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Цель: содействие созданию социально – психологических условий личностного развития
учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.
Задачи:
- содействовать полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом
возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию,
самоопределению;
- обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ с
учетом их психо - физиологического развития;
- оказывать психолого-педагогическую помощь в преодолении трудностей учебной
деятельности, межличностных отношений, в определении своих возможностей, исходя из
способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- содействовать повышению психолого-педагогической компетентности, психологической
культуры педагогов, родителей и учащихся;
- обеспечить психологическое сопровождение формирования культуры исследовательской
деятельности;
- обеспечить профилактику эмоционального выгорания, личностных и профессиональных
деформаций педагогических работников;
- участвовать в проектировании и создании развивающей безопасной образовательной среды;
- обеспечить психологическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы
психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их
познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;
- обеспечить профессиональную помощь в преодолении дефицитарности развития;
- содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, включая применение
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, формированию культуры
здоровья и здорового образа жизни, воспитанию осознанного устойчивого отрицательного
отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и
другим вредным привычкам;
- участвовать в организации мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося
(агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного
(противоправного) поведения детей, молодежи с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей;
- содействовать реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся,
участвовать в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности,
профилактики ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
- содействовать созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися
профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;
- консультировать родителей (законных представителей) ребенка по проблемам обучения,

воспитания, развития;
- обеспечить преемственность психологического сопровождения у обучающихся начального
общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
Целевая аудитория программы: педагоги, родители и обучающиеся МБОУ ВСОШ №2.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся:
- научность–использование научно обоснованных и апробированных в психолого –
педагогической практике технологий и методик;
- системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
- комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебновоспитательного процесса в решении задач сопровождения;
- превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже
возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
- открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и
социального партнѐрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих
работников ОУ;
- технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в
работе.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе
наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков
компетентности.
В качестве критериев эффективности психолого-педагогического сопровождения
выделяется педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности
школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях
внедрения ФГОС.
Психологическая эффективность:
-субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
-оптимальное развитием его способностей, и, как следствие,
профессиональное самоопределение.
Формы деятельности педагогов - психологов осуществляются совместно с участниками
образовательного процесса (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги,
тьюторы и др.), осуществляющих целенаправленную работу по психолого-педагогическому
сопровождению образовательного процесса и оказанию комплексной ППМС помощи
обучающимся, педагогам, руководителям, сотрудникам образовательных организаций,
родителям (законным представителям) обучающихся с целью охраны психологического
здоровья всех участников образовательных отношений и создания благоприятных психологопедагогических условий реализации целей и задач современного образования.
К основным видам деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика,
просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется
экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, профессиональной
деятельности учителя, психологической безопасности образовательной среды и др.
Психологическая помощь – система специальных мероприятий, направленных на
предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у
человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики,
консультирования, психотерапии и психокоррекции.
Психологическая безопасность образовательной среды –состояние образовательной среды,
свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее
удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, создающее
референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее
участников.
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся на
протяжении всего периода обучения,
определение индивидуальных
особенностей и
склонностей личности,
ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания,
в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в
обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится
специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, при наличии согласия
законных представителей или обучающихся.

Психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное
на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном
развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы.
Профессиональная ориентация – психологическое обеспечение профессионального
самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их
интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и
социально-экономической ситуации на рынке труда.
Психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение
возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных организациях,
разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в
вопросах воспитания, обучения и развития.
Психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательной среды (образовательных
программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным развивающим
и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям
обучающихся, а также оценка психологической компетентности при проведении
комплексной психолого- педагогической экспертизы профессиональной деятельности
специалистов образовательных учреждений.
Психологическое здоровье – это «психологические аспекты психического здоровья, то есть
совокупность
личностных
характеристик,
являющихся
предпосылками
стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации».
Психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании,
адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании
ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении
эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному росту и
саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, педагогов,
родителей (законных представителей).
Психологическое проектирование – разработка системы социальных, педагогических,
психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей
образовательной среды, психологической готовности к противодействию негативным
влияниям социума, направленной на формирование социально - психологической
компетентности всех участников образовательного процесса.
Психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у
обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и
руководителей образовательных организаций психологической компетентности, а также
потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах
собственного развития и для решения профессиональных задач.
Психолого-педагогическое имедико-социальноесопровождениеобучающихся, испытывающих
трудности в освоении основных образовательных программ, в том числе обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов, –
профессиональная согласованная деятельность педагогов и специалистов сопровождения
(педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора),
направленная на создание социально - психологических условий, в которых обучающийся
достигнет максимально возможных для него результатов.
Сетевое взаимодействие – организационная модель, включающая систему горизонтальных и
вертикальных связей, и обеспечивающая доступность качественного образования,
вариативность образования, открытость образовательных организаций, открытость и
насыщенность информационного поля, повышение профессиональной компетентности
педагогов и использование современных информационно-коммуникативных технологий.
Социализация – процесс становления личности, усвоение социальных норм и моделей
социально приемлемого поведения.

15.Социально-психологический
мониторинг
–
информационное
сопровождение
инновационных процессов в образовании, позволяющее
администрации, педагогическому коллективу образовательной организации,
органам
управления образованием
осуществить анализ
воздействия
традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на
качество обучения и личностные изменения обучающихся и принимать управленческие
решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть
ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно
требует организации работы с педагогами и родителями как участниками
образовательного процесса.
Материально-технические условия реализации АООП ООО
Материально-технические
условия
реализации
основной
образовательной
программыформируются с учетом: -требований ФГОС ООО;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и
основного образования»
Материально-технические условия реализации основной
образовательной программы обеспечивают:
1.
Формирование единой мотивирующей интерактивной среды как совокупности
имитационных и исследовательских практик, реализующих через техносферу образовательной
организации, вариативность, развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству (в
том числе научно-техническому).
2.
Включение познания в значимые виды деятельности, а также развитие
различных компетентностей.
3.
Подготовку обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию,
формирование и развитие мотивации к познанию, творчеству и инновационной
деятельности.
4.
Формирование основы научных методов познания окружающего мира.
5.
Условия для активной учебно-познавательной деятельности.
6.
Воспитание патриотизма и установок толерантности, умения жить с непохожими
людьми.
7.Развитие креативности, критического мышления.
8.
Поддержку социальной активности и осознанного выбора профессии,
возможность достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных
результатов освоения основной образовательной программы.
9.
Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательной
организации.
10.
Эргономичность, мультифункциональность и трансформируемость
помещений образовательной организации.
Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы учитывают:
1. Специальные потребности различных категорий обучающихся (с повышенными
образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья и пр.).
2. Специфику основной образовательной программы основного общего образования
(профили обучения, уровни изучения, обязательные и элективные предметы/курсы,
индивидуальную проектно-исследовательскую деятельность, урочную и внеурочную
деятельность, ресурсы открытого неформального образования, подготовку к
продолжению обучения в высших учебных заведениях.
3. Актуальные потребности развития образования (открытость, вариативность,
мобильность, доступность, непрерывность, интегрируемость с дополнительным
и неформальным образованием).

Информационно-методические условия реализации АООП ООО
Информационно-методические условия реализации основной образовательной
программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой
(ИОС).
Под информационно-образовательной средой понимается открытая педагогическая
система,сформированная на основе разнообразных информационных образовательных
ресурсов,современных
информационно-телекоммуникационных средств
и
педагогических
технологий, направленных на формирование творческой, социально
активной личности, а также компетентность
участников образовательного процесса в
решении
учебнопознавательных
и профессиональных задач с применением
информационно - коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб
поддержки применения ИКТ.
ИОС включает:
-комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые
образовательные ресурсы;
-совокупность технологических
средств
ИКТ: компьютеры, иное
информационное оборудование, коммуникационные каналы;
-систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в
современной информационно-образовательной среде.
Функционирование информационной образовательной среды образовательной организации
обеспечивается
средствами
информационно-коммуникационных
технологий
и
квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.
Информационно-образовательная среда МБОУ ВСОШ №2 обеспечивает:
-информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
-планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
-проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности;
-мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
-мониторинг здоровья обучающихся;
-современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и
представления информации;
-дистанционное взаимодействие всех участников
образовательных
отношений
(обучающихся, их родителей(законных представителей), педагогических работников, органов,
осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с
применением дистанционных образовательных технологий;
-дистанционное взаимодействие МБОУ ВСОШ №2 с другими образовательными
организациями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами
занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
ИОС построена в соответствии со следующей иерархией:
-единая информационно-образовательная среда страны;
-единая информационно-образовательная среда региона;
-информационно-образовательная среда образовательной организации.
Основными структурными элементами ИОС являются:
-информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
-информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
-информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
-коммуникационные
средства
сети
Интернет
(электронная
почта,порталы,
образовательные социальные сети, онлайн-документы);
-вычислительная
и
информационно-телекоммуникационная
инфраструктура;
прикладные программы, в том числе поддерживающие административную и
финансовохозяйственную
деятельность
образовательной
организации
(бухгалтерский учет, делопроизводство, кадры и т. д.).
Учебно-методическое обеспечение реализации АООП ООО
В соответствии с ФГОС школьная библиотека участвует в реализации основной
образовательной программы. Значительное место отведено требованиям к условиям
реализации стандарта.

Внимание акцентируется на создании комфортной, развивающей образовательной среды.
Библиотечный фонд МБОУ ВСОШ №2 укомплектован печатными учебными изданиями
(включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем
входящим в реализуемую основную образовательную программу основного общего
образования учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Кроме учебной литературы информационно-библиотечный центр содержит фонд
дополнительной литературы: отечественная и зарубежная, классическая и современная
художественная литература; научно-популярная и научно-техническая литература; издания по
изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам
безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания;
собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению
обучающихся, доступ к электронным ресурсам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».