ДИ учителя-логопеда

 высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп
направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки»,
«Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование – программа
профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с
нарушениями речи и коммуникации»;
 отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации;
 прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
1.6. Учитель-логопед в своей профессиональной деятельности руководствуется настоящей
Должностной инструкцией и Трудовым контрактом.
1.7. Учитель-логопед должен знать:
 ФГОС обучающихся с ОВЗ и обучающихся с УО – приказы Минобрнауки России от
19.12.2014 г. № 1598 и № 1599;
 ФАОП начального общего образования, ФАОП основного общего образования, ФАООП для
обучающихся с умственной отсталостью – приказы Минпросвещения России от 24.11.2022 г.
№ 1023, № 1025 , № 1026;
 законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детейинвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями
речи;
 законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую
деятельность учителя-логопеда (логопеда);
 теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования
обучающихся с нарушениями речи;
 закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения;
 клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями речи разного
возраста, в том числе в структуре нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата,
задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости,
расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями
развития;
 структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, классификации нарушений речи;
 общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности
обучающихся с нарушениями речи разных возрастных групп и способы их реализации;
 направления и содержание логопедических занятий, уроков по адаптированным
образовательным программам, программам логопедической помощи;
 пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных
программ, программ логопедической помощи обучающимися с нарушениями речи;
 методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного
обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с
нарушениями речи;
 методы и правила включения в образовательный процесс обучающихся с нарушениями речи
альтернативной и дополнительной коммуникации;
 основы проектной и исследовательской деятельности учителя-логопеда;
 порядок организации и содержание деятельности психолого-медико-педагогической
комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации;
 содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с
нарушениями речи (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога);
 основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений;
 основы общей и профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда), конфликтологии и
медиации;

 требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам
педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи;
 основные направления комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) с
нарушениями речи;
 теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации;
 основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании
логопедической помощи.
1.8 Дисциплина в МБОУ ВСОШ №2 поддерживается на основе уважения человеческого
достоинства учащихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического
насилия по отношению к учащимся, педагогическим работникам и иным работникам не
допускается.
2. Трудовые функции
2.1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с
нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования:
 разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных
программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для
обучающихся с нарушениями речи;
 организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с
учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы
реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи,
в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения;
 проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи,
предусмотренных
адаптированной
образовательной
программой,
программой
логопедической помощи;
 отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания
обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических
материалов;
 контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением
педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной
образовательной программы, программы логопедической помощи;
 реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально
значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к
ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.
2.2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам
реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи,
профилактики и коррекции нарушений развития:
 выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их
возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи;
 планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями
речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических
особенностей;
 составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями
речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса;
 консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования,
воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения
средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации,
профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи;

 проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических
мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с
заинтересованными участниками образовательного процесса;
 ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в
процесс образования обучающихся с нарушениями речи.
2.3. Психолого-педагогическая (логопедическая) помощь обучающимся с нарушениями речи в их
социальной адаптации и реабилитации:
 определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий
психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с нарушениями речи с целью
оптимизации речевого развития и коррекции нарушений, повышения качества жизни и
социальной адаптации;
 содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс
родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи;
 организация активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных видах
деятельности с окружающими, формирование детского коллектива, в том числе в условиях
инклюзивного обучения;
 проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей с нарушениями
речи (речевой, альтернативной, дополнительной), в том числе с использованием
вспомогательных средств и ассистивных технологий.
3. Должностные обязанности
3.1. Учитывает возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с
нарушениями речи в организации образовательного процесса.
3.2. Планирует, определяет направления и отбирает содержание коррекционно-развивающего
обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи в соответствии с их особыми
образовательными потребностями, с учетом типологии нарушений речи.
3.3. Применяет психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных
принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с
нарушениями речи.
3.4. Организовывает при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение
обучающихся с нарушениями речи с окружающими людьми.
3.5. Применяет в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с
учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья
обучающихся с нарушениями речи, в том числе вспомогательные средства и ассистивные
технологии для формирования альтернативной и дополнительной коммуникации.
3.6. Адаптирует образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные
материалы и процедуры к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями речи.
3.7. Применяет цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ
коррекционной работы для обучающихся с нарушениями речи.
3.8. Обеспечивает практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у
обучающихся с нарушениями речи самостоятельности и активности в решении образовательных
задач.
3.9. Ведет профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с
нарушениями речи, включая электронный документооборот.
3.10. Отбирает содержание, формы, методы, приемы и средства логопедического обследования
обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения.
3.11. Анализирует документацию обучающихся с нарушениями речи, подготовленную
организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными
органами.
3.12. Разрабатывает на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию
и сопровождению обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения.

3.13. Разрабатывает программу коррекционной работы и определяет условия ее реализации для
обучающихся с нарушениями речи с привлечением участников образовательных отношений.
3.14. Сотрудничает со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения
обучающихся с нарушениями речи и членов их семей.
3.15. Находит и использует источники профессионально значимой информации, специальных
научных знаний о нарушениях речи.
3.16. Планирует и реализует содержание, формы, методы и средства текущего контроля и
мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации
детей и взрослых с нарушениями речи.
3.17. Проектирует и организовывает продуктивное взаимодействие детей и взрослых с
нарушениями речи с детьми и взрослыми.
3.18. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности 1 раз в пять лет в соответствии с
локальным нормативным актом МБОУ ВСОШ №2 - приказ Минпросвещения России от 24.03.2023
г. № 196 «Об утверждении Порядка
проведения аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
3.19. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах педагогической
работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятиях, предусмотренных основными образовательными программами МБОУ ВСОШ №2.
3.20. Повышает профессиональную квалификацию систематически, используя данное право на
основе ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», совершенствует профессиональную
компетентность в рамках неформального образования: семинары, тренинги, стажировка, мастерклассы, профессиональные конкурсы.
3.21. Ведет следующую документацию:
 рабочая программа курса внеурочной деятельности (при наличии тарификационной
нагрузки);
 журнал внеурочной деятельности (для учителя-логопеда, осуществляющего внеурочную
деятельность).
3.22. Осуществляет контроль соблюдения учащимися правил внутреннего распорядка, включая
соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в школе.
4. Права
4.1. Знакомится с проектами решений администрации МБОУ ВСОШ №2, касающимися
профессиональной деятельности учителя-логопеда.
4.2. Вносит на рассмотрение администрации МБОУ ВСОШ №2 предложения по
совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей
должностной инструкцией.
4.3. Сообщает непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения
своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносит предложения по их
устранению.
4.4. Запрашивает лично или по поручению директора школы (заместителей директора) информацию
и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Привлекает сотрудников МБОУ ВСОШ №2 к решению задач, возложенных на учителялогопеда в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
4.6. Реализует право выбора и использования педагогически и психологически обоснованных форм,
средств, методов обучения и воспитания; право на осуществление научно-исследовательской и
инновационной деятельности.
4.7. Пользуется ресурсами библиотеки, медиатеки и информационно-коммуникационными сетями
МБОУ ВСОШ №2.
4.8. Реализует право на участие в управлении школой на основании локальных нормативных актов
в рамках организации государственно-общественного управления МБОУ ВСОШ №2.
4.9. Реализует право на дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности 1
раз в три года.

4.10. Добровольно проходит аттестацию с целью установления первой или высшей
квалификационной категории, квалификационной категории «педагог-методист» и «педагогнаставник» на основе приказа Минпросвещения России от 24.03.2023 г. № 196 «Об утверждении
Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность».
4.11. Имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности.
4.12. Имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
а именно:
 направлять в органы управления образованием обращения о применении к учащимся школы,
нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных
взысканий;
 обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений;
 использовать
не
запрещенные
законодательством
Российской
Федерации
иные способы защиты прав и законных интересов.
4.13. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются (ст. 352 Трудового кодекса
Российской Федерации):
 самозащита работниками трудовых прав;
 защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
 федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
 судебная защита.
5. Ответственность
5.1. Несет ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей,
предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством
Российской Федерации.
5.2. Отвечает за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в
пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством
Российской Федерации.
5.3. Несет ответственность за нарушение профессиональной этики, разглашение конфиденциальной
информации, связанной с психологическими особенностями обучающихся, несоблюдение норм
Положения о внутреннем распорядке МБОУ ВСОШ №2.
5.4. Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
5.5. В установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за:
 жизнь и здоровье учащихся во время образовательной деятельности;
 нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством Российской
Федерации, Уставом и локальными нормативными актами МБОУ ВСОШ №2;
 принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшему, оперативное извещение
руководства о несчастном случае;
 проведение инструктажа обучающихся по безопасному поведению на учебных занятиях,
воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в Журнале инструктажа
учащихся по охране и безопасности пребывания в школе, выполнения общественнополезного труда;
 осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране труда.
6. Заключительные положения
6.1. Ознакомление работника школы с должностной инструкцией осуществляется при приеме на
работу в МБОУ ВСОШ №2 до подписания трудового договора.

6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора МБОУ ВСОШ №2, второй – у
сотрудника.
6.3. Факт ознакомления работника с должностной инструкцией подтверждается подписью в
экземпляре должностной инструкции, хранящейся у директора МБОУ ВСОШ №2.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».