высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование – программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации»; отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации; прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. 1.6. Учитель-логопед в своей профессиональной деятельности руководствуется настоящей Должностной инструкцией и Трудовым контрактом. 1.7. Учитель-логопед должен знать: ФГОС обучающихся с ОВЗ и обучающихся с УО – приказы Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 и № 1599; ФАОП начального общего образования, ФАОП основного общего образования, ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью – приказы Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023, № 1025 , № 1026; законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детейинвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи; законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда); теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями речи; закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения; клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями речи разного возраста, в том числе в структуре нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития; структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, классификации нарушений речи; общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи разных возрастных групп и способы их реализации; направления и содержание логопедических занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам логопедической помощи; пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи обучающимися с нарушениями речи; методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи; методы и правила включения в образовательный процесс обучающихся с нарушениями речи альтернативной и дополнительной коммуникации; основы проектной и исследовательской деятельности учителя-логопеда; порядок организации и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации; содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями речи (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога); основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений; основы общей и профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда), конфликтологии и медиации; требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи; основные направления комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) с нарушениями речи; теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации; основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании логопедической помощи. 1.8 Дисциплина в МБОУ ВСОШ №2 поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к учащимся, педагогическим работникам и иным работникам не допускается. 2. Трудовые функции 2.1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования: разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи; организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи; отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов; контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи; реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе. 2.2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития: выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи; планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей; составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса; консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи; проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса; ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в процесс образования обучающихся с нарушениями речи. 2.3. Психолого-педагогическая (логопедическая) помощь обучающимся с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации: определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с нарушениями речи с целью оптимизации речевого развития и коррекции нарушений, повышения качества жизни и социальной адаптации; содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи; организация активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных видах деятельности с окружающими, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения; проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей с нарушениями речи (речевой, альтернативной, дополнительной), в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий. 3. Должностные обязанности 3.1. Учитывает возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями речи в организации образовательного процесса. 3.2. Планирует, определяет направления и отбирает содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи в соответствии с их особыми образовательными потребностями, с учетом типологии нарушений речи. 3.3. Применяет психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями речи. 3.4. Организовывает при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями речи с окружающими людьми. 3.5. Применяет в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями речи, в том числе вспомогательные средства и ассистивные технологии для формирования альтернативной и дополнительной коммуникации. 3.6. Адаптирует образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями речи. 3.7. Применяет цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями речи. 3.8. Обеспечивает практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями речи самостоятельности и активности в решении образовательных задач. 3.9. Ведет профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот. 3.10. Отбирает содержание, формы, методы, приемы и средства логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения. 3.11. Анализирует документацию обучающихся с нарушениями речи, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами. 3.12. Разрабатывает на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения. 3.13. Разрабатывает программу коррекционной работы и определяет условия ее реализации для обучающихся с нарушениями речи с привлечением участников образовательных отношений. 3.14. Сотрудничает со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями речи и членов их семей. 3.15. Находит и использует источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях речи. 3.16. Планирует и реализует содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями речи. 3.17. Проектирует и организовывает продуктивное взаимодействие детей и взрослых с нарушениями речи с детьми и взрослыми. 3.18. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности 1 раз в пять лет в соответствии с локальным нормативным актом МБОУ ВСОШ №2 - приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 г. № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 3.19. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах педагогической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных основными образовательными программами МБОУ ВСОШ №2. 3.20. Повышает профессиональную квалификацию систематически, используя данное право на основе ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», совершенствует профессиональную компетентность в рамках неформального образования: семинары, тренинги, стажировка, мастерклассы, профессиональные конкурсы. 3.21. Ведет следующую документацию: рабочая программа курса внеурочной деятельности (при наличии тарификационной нагрузки); журнал внеурочной деятельности (для учителя-логопеда, осуществляющего внеурочную деятельность). 3.22. Осуществляет контроль соблюдения учащимися правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в школе. 4. Права 4.1. Знакомится с проектами решений администрации МБОУ ВСОШ №2, касающимися профессиональной деятельности учителя-логопеда. 4.2. Вносит на рассмотрение администрации МБОУ ВСОШ №2 предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией. 4.3. Сообщает непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносит предложения по их устранению. 4.4. Запрашивает лично или по поручению директора школы (заместителей директора) информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей. 4.5. Привлекает сотрудников МБОУ ВСОШ №2 к решению задач, возложенных на учителялогопеда в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся. 4.6. Реализует право выбора и использования педагогически и психологически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на осуществление научно-исследовательской и инновационной деятельности. 4.7. Пользуется ресурсами библиотеки, медиатеки и информационно-коммуникационными сетями МБОУ ВСОШ №2. 4.8. Реализует право на участие в управлении школой на основании локальных нормативных актов в рамках организации государственно-общественного управления МБОУ ВСОШ №2. 4.9. Реализует право на дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности 1 раз в три года. 4.10. Добровольно проходит аттестацию с целью установления первой или высшей квалификационной категории, квалификационной категории «педагог-методист» и «педагогнаставник» на основе приказа Минпросвещения России от 24.03.2023 г. № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 4.11. Имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. 4.12. Имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, а именно: направлять в органы управления образованием обращения о применении к учащимся школы, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий; обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов. 4.13. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются (ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации): самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. 5. Ответственность 5.1. Несет ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2. Отвечает за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.3. Несет ответственность за нарушение профессиональной этики, разглашение конфиденциальной информации, связанной с психологическими особенностями обучающихся, несоблюдение норм Положения о внутреннем распорядке МБОУ ВСОШ №2. 5.4. Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите. 5.5. В установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за: жизнь и здоровье учащихся во время образовательной деятельности; нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными актами МБОУ ВСОШ №2; принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае; проведение инструктажа обучающихся по безопасному поведению на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности пребывания в школе, выполнения общественнополезного труда; осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране труда. 6. Заключительные положения 6.1. Ознакомление работника школы с должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу в МБОУ ВСОШ №2 до подписания трудового договора. 6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора МБОУ ВСОШ №2, второй – у сотрудника. 6.3. Факт ознакомления работника с должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящейся у директора МБОУ ВСОШ №2.