ДИ учителя-дефектолога

 высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности;
 высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных
групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические
науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование –
программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с
расстройствами аутистического спектра»;
 отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации;
 прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
1.6. Учитель-дефектолог в своей профессиональной деятельности руководствуется настоящей
Должностной инструкцией и Трудовым контрактом.
1.7. Учитель-дефектолог должен знать:
 ФГОС обучающихся с ОВЗ и обучающихся с УО – приказы Минобрнауки России от
19.12.2014 г. № 1598 и № 1599;
 ФАОП начального общего образования, ФАОП основного общего образования, ФАООП
для обучающихся с умственной отсталостью – приказы Минпросвещения России от
24.11.2022 г. № 1023, № 1025 , № 1026;
 законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детейинвалидов, детей с ограниченными возможностями, в том числе с расстройствами
аутистического спектра;
 законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие
трудовую деятельность учителя-дефектолога;
 теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
 закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях
аутистического спектра;
 клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с расстройствами
аутистического спектра разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с
нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой
психического развития, различными формами умственной отсталости, тяжелыми и
множественными нарушениями развития);
 медико-биологические основы нарушений аутистического спектра, их психологопедагогические и медицинские классификации;
 общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности
обучающихся с расстройствами аутистического спектра разных возрастных групп и
способы их реализации;
 направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, специальных учебных
предметов, коррекционных курсов адаптированных образовательных программ, программ
коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра;
 принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании
обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
 пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных
образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с
расстройствами аутистического спектра с учетом их индивидуально-типологических
особенностей;
 методические и теоретические основы, принципы и требования к организации
инклюзивного обучения обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
 специальные педагогические технологии формирования коммуникации, социального
взаимодействия, когнитивных и речевых функций с учетом особых образовательных
потребностей и особенностей развития обучающихся с расстройствами аутистического
спектра;

 правила пользования вспомогательными техническими средствами и ассистивными
технологиями для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
 закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях
аутистического спектра;
 варианты развития детей с расстройствами аутистического спектра, психологопедагогические классификации аутизма;
 основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе
диагностики обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе
образования, методы и методики диагностической работы, диагностический
инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации;
 организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии,
психолого-педагогического консилиума образовательной организации;
 содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с
расстройствами аутистического спектра (учителя-логопеда, педагога-психолога);
 основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений;
 требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам
педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
 основные направления комплексной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов с
расстройствами аутистического спектра;
 теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации;
 основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании
психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра.
1.8 Дисциплина в МБОУ ВСОШ №2 поддерживается на основе уважения человеческого
достоинства учащихся, педагогических работников. Применение физического и (или)
психического насилия по отношению к учащимся, педагогическим работникам и иным
работникам не допускается.
2. Трудовые функции
2.1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению
содержания образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра на разных
уровнях образования:
 разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ,
программ коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического
спектра;
 организация специальной образовательной среды для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей
обучающихся;
 организация деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра по
освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ
коррекционной работы;
 организация деятельности по формированию детского коллектива, включения в детский
коллектив обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
 проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с
расстройствами
аутистического
спектра,
предусмотренных
адаптированной
образовательной программой, программой коррекционной работы;
 контроль и оценка достижений обучающихся с расстройствами аутистического спектра с
оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения
адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы;
 реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально
значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с расстройствами
аутистического спектра к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.

2.2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам
реализации особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами
аутистического спектра, профилактики и коррекции нарушений развития:
 планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики
обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом возраста,
индивидуальных особенностей;
 составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической
диагностики обучающихся с расстройствами аутистического спектра и его обсуждение с
участниками образовательного процесса;
 консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования,
воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута,
профессиональной ориентации обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
 ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс,
профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения
обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
2.3. Психолого-педагогическая помощь обучающимся с расстройствами аутистического спектра в
их социальной адаптации и реабилитации:
 определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий
психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с расстройствами
аутистического спектра с целью повышения качества жизни и социальной адаптации;
 содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс
родителей (законных представителей) обучающихся с расстройствами аутистического
спектра;
 развитие у детей с расстройствами аутистического спектра компетенций, необходимых для
жизни в обществе, расширение возможностей социализации на основе планомерного
введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного
опыта, социальных контактов с учетом особенностей развития детей;
 организация взаимодействия детей с расстройствами аутистического спектра с
окружающими в разных видах деятельности, формирование коллектива, в том числе в
условиях инклюзивного обучения;
 проведение мероприятий по развитию и формированию коммуникации (в том числе
альтернативной и дополнительной), социального и коммуникативного поведения детей с
расстройствами аутистического спектра;
 проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному
самоопределению детей с расстройствами аутистического спектра.
3. Должностные обязанности
3.1. Учитывает возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с
расстройствами аутистического спектра в организации образовательного процесса.
3.2. Планирует, определяет направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего
обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра в соответствии с
их особыми образовательными потребностями, индивидуальными особенностями, в том числе
особенностями здоровья.
3.3. Применяет специальные психолого-педагогические технологии, методы и приемы,
основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и
сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
3.4. Организует и поддерживает при реализации образовательного процесса взаимодействие и
общение обучающихся с расстройствами аутистического спектра с окружающими людьми.
3.5. Применяет в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с
учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья
обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

3.6. Адаптирует образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные
материалы и процедуры, к возможностям и потребностям обучающихся с расстройствами
аутистического спектра.
3.7. Применяет цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ.
3.8. Обеспечивает практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие
у обучающихся с расстройствами аутистического спектра самостоятельности и активности в
решении образовательных задач.
3.9. Ведет профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра, включая электронный документооборот.
3.10. Отбирает содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического
обследования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
3.11. Подбирает и применяет методики, диагностические инструменты и критерии выявления
признаков повышенного риска формирования РАС.
3.12. Проводит психолого-педагогическое обследование обучающихся с расстройствами
аутистического спектра.
3.13. Анализирует документацию обучающихся с расстройствами аутистического спектра,
подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования,
правоохранительными органами.
3.14. Анализирует и оценивает результаты психолого-педагогического обследования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом данных комплексного
обследования.
3.15. Разрабатывает с привлечением участников образовательных отношений программу
коррекционной работы и определяет условия ее реализации для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра.
3.16. Сотрудничает со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения
обучающихся с расстройствами аутистического спектра и членов их семей.
3.17. Планирует и реализует содержание, формы, методы и средства текущего контроля и
мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации
детей с расстройствами аутистического спектра.
3.18. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности 1 раз в пять лет в соответствии
с локальным нормативным актом МБОУ «Школа №» - приказ Минпросвещения России от
24.03.2023 г. № 196 «Об утверждении Порядка
проведения аттестации педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
3.19. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах педагогической
работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятиях, предусмотренных основными образовательными программами МБОУ ВСОШ
№2.
3.20. Повышает профессиональную квалификацию систематически, используя данное право на
основе ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», совершенствует профессиональную
компетентность в рамках неформального образования: семинары, тренинги, стажировка, мастерклассы, профессиональные конкурсы.
3.21. Ведет следующую документацию:
 рабочая программа курса внеурочной деятельности (при наличии тарификационной
нагрузки);
 журнал внеурочной деятельности (для учителя-дефектолога, осуществляющего
внеурочную деятельность).
3.22. Осуществляет контроль соблюдения учащимися правил внутреннего распорядка, включая
соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в школе.
4. Права
4.1. Знакомится с проектами решений администрации МБОУ ВСОШ №2, касающимися
профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

4.2. Вносит на рассмотрение администрации МБОУ ВСОШ №2 предложения по
совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей
должностной инструкцией.
4.3. Сообщает непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения
своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносит предложения по их
устранению.
4.4. Запрашивает лично или по поручению директора школы (заместителей директора)
информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Привлекает сотрудников МБОУ ВСОШ №2 к решению задач, возложенных на учителядефектолога в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
4.6. Реализует право выбора и использования педагогически и психологически обоснованных
форм, средств, методов обучения и воспитания; право на осуществление научноисследовательской и инновационной деятельности.
4.7. Пользуется ресурсами библиотеки, медиатеки и информационно-коммуникационными сетями
МБОУ ВСОШ №2.
4.8. Реализует право на участие в управлении школой на основании локальных нормативных актов
в рамках организации государственно-общественного управления МБОУ ВСОШ №2.
4.9. Реализует право на дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности
1 раз в три года.
4.10. Добровольно проходит аттестацию с целью установления первой или высшей
квалификационной категории, квалификационной категории «педагог-методист» и «педагогнаставник» на основе приказа Минпросвещения России от 24.03.2023 г. № 196 «Об утверждении
Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность».
4.11. Имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности.
4.12. Имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических
работников, а именно:
 направлять в органы управления образованием обращения о применении к учащимся
школы, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников,
дисциплинарных взысканий;
 обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений;
 использовать
не
запрещенные
законодательством
Российской
Федерации
иные способы защиты прав и законных интересов.
4.13. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются (ст. 352 Трудового кодекса
Российской Федерации):
 самозащита работниками трудовых прав;
 защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
 федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права;
 судебная защита.
5. Ответственность
5.1. Несет ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей,
предусмотренных
настоящей
инструкцией,
в
пределах,
определенных
трудовым
законодательством Российской Федерации.
5.2. Отвечает за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в
пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством
Российской Федерации.

5.3. Несет ответственность за нарушение профессиональной этики, разглашение
конфиденциальной информации, связанной с психологическими особенностями обучающихся,
несоблюдение норм Положения о внутреннем распорядке МБОУ ВСОШ №2.
5.4. Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
5.5. В установленном законодательством Российской Федерации порядке (ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации») несет ответственность за:
 жизнь и здоровье учащихся во время образовательной деятельности;
 нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством Российской
Федерации, Уставом и локальными нормативными актами МБОУ ВСОШ №2;
 принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшему, оперативное извещение
руководства о несчастном случае;
 осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране труда, жизни и
здоровья учащихся.
6. Заключительные положения
6.1. Ознакомление работника школы с должностной инструкцией осуществляется при приеме на
работу в МБОУ ВСОШ №2 до подписания трудового договора.
6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора МБОУ ВСОШ №2, второй –
у сотрудника.
6.3. Факт ознакомления работника с должностной инструкцией подтверждается подписью в
экземпляре должностной инструкции, хранящейся у директора МБОУ ВСОШ №2.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».