высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности; высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование – программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с расстройствами аутистического спектра»; отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации; прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. 1.6. Учитель-дефектолог в своей профессиональной деятельности руководствуется настоящей Должностной инструкцией и Трудовым контрактом. 1.7. Учитель-дефектолог должен знать: ФГОС обучающихся с ОВЗ и обучающихся с УО – приказы Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 и № 1599; ФАОП начального общего образования, ФАОП основного общего образования, ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью – приказы Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023, № 1025 , № 1026; законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детейинвалидов, детей с ограниченными возможностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра; законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога; теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра; закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях аутистического спектра; клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития); медико-биологические основы нарушений аутистического спектра, их психологопедагогические и медицинские классификации; общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра разных возрастных групп и способы их реализации; направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, специальных учебных предметов, коррекционных курсов адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра; принципы и подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании обучающихся с расстройствами аутистического спектра; пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра с учетом их индивидуально-типологических особенностей; методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с расстройствами аутистического спектра; специальные педагогические технологии формирования коммуникации, социального взаимодействия, когнитивных и речевых функций с учетом особых образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся с расстройствами аутистического спектра; правила пользования вспомогательными техническими средствами и ассистивными технологиями для обучающихся с расстройствами аутистического спектра; закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях аутистического спектра; варианты развития детей с расстройствами аутистического спектра, психологопедагогические классификации аутизма; основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации; организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации; содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра (учителя-логопеда, педагога-психолога); основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений; требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра; основные направления комплексной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов с расстройствами аутистического спектра; теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации; основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. 1.8 Дисциплина в МБОУ ВСОШ №2 поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к учащимся, педагогическим работникам и иным работникам не допускается. 2. Трудовые функции 2.1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра на разных уровнях образования: разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра; организация специальной образовательной среды для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся; организация деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы; организация деятельности по формированию детского коллектива, включения в детский коллектив обучающихся с расстройствами аутистического спектра; проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы; контроль и оценка достижений обучающихся с расстройствами аутистического спектра с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы; реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с расстройствами аутистического спектра к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе. 2.2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра, профилактики и коррекции нарушений развития: планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом возраста, индивидуальных особенностей; составление заключения по результатам специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с расстройствами аутистического спектра и его обсуждение с участниками образовательного процесса; консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с расстройствами аутистического спектра; ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра. 2.3. Психолого-педагогическая помощь обучающимся с расстройствами аутистического спектра в их социальной адаптации и реабилитации: определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с расстройствами аутистического спектра с целью повышения качества жизни и социальной адаптации; содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с расстройствами аутистического спектра; развитие у детей с расстройствами аутистического спектра компетенций, необходимых для жизни в обществе, расширение возможностей социализации на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с учетом особенностей развития детей; организация взаимодействия детей с расстройствами аутистического спектра с окружающими в разных видах деятельности, формирование коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения; проведение мероприятий по развитию и формированию коммуникации (в том числе альтернативной и дополнительной), социального и коммуникативного поведения детей с расстройствами аутистического спектра; проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей с расстройствами аутистического спектра. 3. Должностные обязанности 3.1. Учитывает возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра в организации образовательного процесса. 3.2. Планирует, определяет направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра в соответствии с их особыми образовательными потребностями, индивидуальными особенностями, в том числе особенностями здоровья. 3.3. Применяет специальные психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра. 3.4. Организует и поддерживает при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с расстройствами аутистического спектра с окружающими людьми. 3.5. Применяет в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с расстройствами аутистического спектра. 3.6. Адаптирует образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к возможностям и потребностям обучающихся с расстройствами аутистического спектра. 3.7. Применяет цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ. 3.8. Обеспечивает практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с расстройствами аутистического спектра самостоятельности и активности в решении образовательных задач. 3.9. Ведет профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, включая электронный документооборот. 3.10. Отбирает содержание, формы, методы, приемы и средства психолого-педагогического обследования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. 3.11. Подбирает и применяет методики, диагностические инструменты и критерии выявления признаков повышенного риска формирования РАС. 3.12. Проводит психолого-педагогическое обследование обучающихся с расстройствами аутистического спектра. 3.13. Анализирует документацию обучающихся с расстройствами аутистического спектра, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами. 3.14. Анализирует и оценивает результаты психолого-педагогического обследования обучающихся с расстройствами аутистического спектра с учетом данных комплексного обследования. 3.15. Разрабатывает с привлечением участников образовательных отношений программу коррекционной работы и определяет условия ее реализации для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. 3.16. Сотрудничает со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра и членов их семей. 3.17. Планирует и реализует содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. 3.18. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности 1 раз в пять лет в соответствии с локальным нормативным актом МБОУ «Школа №» - приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 г. № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 3.19. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах педагогической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных основными образовательными программами МБОУ ВСОШ №2. 3.20. Повышает профессиональную квалификацию систематически, используя данное право на основе ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», совершенствует профессиональную компетентность в рамках неформального образования: семинары, тренинги, стажировка, мастерклассы, профессиональные конкурсы. 3.21. Ведет следующую документацию: рабочая программа курса внеурочной деятельности (при наличии тарификационной нагрузки); журнал внеурочной деятельности (для учителя-дефектолога, осуществляющего внеурочную деятельность). 3.22. Осуществляет контроль соблюдения учащимися правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в школе. 4. Права 4.1. Знакомится с проектами решений администрации МБОУ ВСОШ №2, касающимися профессиональной деятельности учителя-дефектолога. 4.2. Вносит на рассмотрение администрации МБОУ ВСОШ №2 предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией. 4.3. Сообщает непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносит предложения по их устранению. 4.4. Запрашивает лично или по поручению директора школы (заместителей директора) информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей. 4.5. Привлекает сотрудников МБОУ ВСОШ №2 к решению задач, возложенных на учителядефектолога в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся. 4.6. Реализует право выбора и использования педагогически и психологически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на осуществление научноисследовательской и инновационной деятельности. 4.7. Пользуется ресурсами библиотеки, медиатеки и информационно-коммуникационными сетями МБОУ ВСОШ №2. 4.8. Реализует право на участие в управлении школой на основании локальных нормативных актов в рамках организации государственно-общественного управления МБОУ ВСОШ №2. 4.9. Реализует право на дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности 1 раз в три года. 4.10. Добровольно проходит аттестацию с целью установления первой или высшей квалификационной категории, квалификационной категории «педагог-методист» и «педагогнаставник» на основе приказа Минпросвещения России от 24.03.2023 г. № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 4.11. Имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. 4.12. Имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, а именно: направлять в органы управления образованием обращения о применении к учащимся школы, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий; обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов. 4.13. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются (ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации): самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. 5. Ответственность 5.1. Несет ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2. Отвечает за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.3. Несет ответственность за нарушение профессиональной этики, разглашение конфиденциальной информации, связанной с психологическими особенностями обучающихся, несоблюдение норм Положения о внутреннем распорядке МБОУ ВСОШ №2. 5.4. Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите. 5.5. В установленном законодательством Российской Федерации порядке (ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») несет ответственность за: жизнь и здоровье учащихся во время образовательной деятельности; нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными актами МБОУ ВСОШ №2; принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае; осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране труда, жизни и здоровья учащихся. 6. Заключительные положения 6.1. Ознакомление работника школы с должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу в МБОУ ВСОШ №2 до подписания трудового договора. 6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора МБОУ ВСОШ №2, второй – у сотрудника. 6.3. Факт ознакомления работника с должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящейся у директора МБОУ ВСОШ №2.