ФГ_методрекомендации_Ментор

Творческая группа директоров школ города Оренбурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ НА УРОКЕ

Оренбург 2022

1

Содержание
Нормативные правовые основы организации
формированию функциональной грамотности

работы

по

3

Понятие функциональной грамотности

4

Индикаторы и показатели функциональной грамотности

5

Управление
грамотности

функциональной

7

формированию

11

грамотности

14

процессом

формирования

Алгоритм
организации
работы
функциональной грамотности
Условия
для
обучающихся

развития

по

функциональной

Информационно-методические ресурсы

17

Технологическая карта урока (примерная форма)

19

Структура анализа и самоанализа урока

20

Форма анализа урока с
функциональной грамотности

элементами

2

формирования

24

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
✓ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
✓ Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года».
✓ Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
✓ Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
✓ Приказ министерства образования Оренбургской области от 17 сентября
2021 года №01-21/1502 «Об организации работы по повышению
функциональной грамотности».

3

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
«Закон об образовании в РФ» четко ориентирует нас на необходимость
достижения результатов, заявленных в ФГОС общего образования. В свою
очередь ФГОС выделяют в качестве одного из результатов обучения по
программам НОО, ООО и СОО, кроме предметных, метапредметных и прочих
компетенций, функциональную грамотность.
Компонентов функциональной грамотности в различных источниках
определяется достаточно много. Но в рамках международных сравнительных
исследований и в рамках национальной оценки качества акцент делается на
следующие ее виды:
- математическая грамотность;
- естественно-научная грамотность;
- финансовая грамотность;
- читательская грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.

«Формируя функциональную грамотность обучающихся,
мы решаем задачи стратегического развития
Российской Федерации.»
 Функциональная грамотность - это способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений».
 Функциональная грамотность - это выработанная в процессе учебной и
практической деятельности способность к компетентному и
эффективному действию, умение находить оптимальные способы
решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и
воплощать найденные решения.

4

ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В исследованиях PISA «функциональная грамотность» подразумевает набор
определенных компетентностей.
Компетентность — способность применять полученные в школе знания и
умения в реальных жизненных ситуациях.
Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных
программ, а на оценку способности обучающихся применять полученные в
школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Основной вопрос PISA:
«Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное
общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для
полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения
широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений?»
• Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без
калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении
фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты,
бланки.
• Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться
электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с
электронными таблицами; использовать графические редакторы.
• Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую
медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью
к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в
ситуациях угрозы личной безопасности.
• Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из
книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи,
схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться
алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать
числовую информацию.
• Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других
людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к
5

новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу
группы.
• Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный
текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты
инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники;
общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые
темы.
• Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары
и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные
расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические
бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в
незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Данные качества функционально грамотной личности могут и должны
рассматриваться как портрет современного выпускника школы. Задача школы
– подготовить выпускников, которые умеют эффективно решать любую
практическую жизненную, порой нестандартную, ситуацию, максимально
используя все те знания, которые когда-либо с ними случались, используя все
прямые и дополнительные компетенции, полученные как в школе, так и через
процесс социализации.

6

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Важным условием успешности формирования функциональной
грамотности обучающихся является управление процессом создания условий,
способствующих ее развитию, со стороны руководителя и администрации
образовательной организации. К ним относятся нормативно-правовые,
кадровые, организационные, программно-методические и материальнотехнические условия.
Нормативное обеспечение: внесение изменений и дополнений в ООП и
локальные акты ОО, регулирующие сферу формирования и развития
функциональной грамотности обучающихся.
Результат: нормативная база ОО в части формирования основ
функциональной грамотности соответствует федеральным и региональным
требованиям.
Кадровое обеспечение: разработка перспективного плана развития
профессиональных компетенций педагогических работников ОО в области
развития функциональной грамотности обучающихся.
Результат: сформированы основные направления профессионального
развития педагогических работников ОО в области формирования и развития
функциональной грамотности обучающихся.
Научно-методическое обеспечение: участие педагогов в региональных и
муниципальных методических и образовательных мероприятиях.
Результат: педагоги – участники мероприятий освоили компетенции
формирования и развития функциональной грамотности обучающихся,
выявлены лучшие практики; обеспечен доступ к материалам лучших практик
для всех педагогов ОО.
Организационное
обеспечение:
организация
участия
ОО
в
общероссийских и международных исследованиях качества образования в
аспекте функциональной грамотности, организация апробации программ
факультативных курсов, внеурочной деятельности по формированию и
развитию различных видов функциональной грамотности и др.
Результат: педагоги – участники мероприятий освоили компетенции
формирования и развития функциональной грамотности обучающихся,
выявлены лучшие практики; обеспечен доступ к материалам лучших практик
для всех педагогов ОО.
7

Информационное обеспечение: использование педагогами контента
страниц, посвященных вопросам развития ФГ обучающихся, в практической
деятельности.
Результат: Обеспечен доступ к научно-методическим материалам,
материалам лучших практик для всех педагогов школы.

Формирование
функциональной
грамотности

Создание
условий по
формированию
и развитию ФГ

– нормативно-правовые;
– кадровые;
– организационные;
– программно-методические;
– материально-технические

Изменения в
содержании
образования

– ООП;
– внеурочная деятельность;
– воспитательная работа

Изменения в
технологиях

– технологическая карта
урока;
– технологии и формы
работы;
– метапредметные
конкурсы и олимпиады;
– инструменты для оценки
сформированности ФГ

Изменение содержания и технологий преподавания
Риски:
- недостаточно деятельностных
форматов обучения, ориентированных на получение метапредметных
результатов и формирование
функциональной грамотности, в
учебных планах школ;

Задачи:
- внедрить образовательные практики, обеспечивающие получение метапредметных результатов,
необходимых для развития
функциональной грамотности.

8

- недостаточно практик межпредметности, практик совместного
проектирования группами педагогов
(педколлективами) учебных задач.
Повышение квалификации и профессиональная подготовка работников
образовательных организаций
Риски:
- отсутствие широкого выбора
адресных проблемных программ
повышения квалификации по
формированию функциональной
грамотности обучающихся.
- слабая мотивация педагогов и
администрации на изменения в
содержании образования и
организации образовательного
процесса в школе.

Задачи:
- обеспечить корпоративное обучение
педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности
обучающихся, в том числе через
организацию профессиональных
обучающихся сообществ учителей;
- создать условия для формирования
мотивации педагогического коллектива на изменения в содержании
образования и организации
образовательного процесса в школе.

Система научно-методической поддержки формирования
функциональной грамотности
Риски:
- отсутствие достаточного количества
методических материалов и диагностических материалов (учебные
задания, описание практик
и др.) для поддержки педагогов
(педагогических коллективов) в
самостоятельных пробах и практике
формирования ФГ, возможности
оценки динамики изменений;
- Несформированность системы
методической работы в школе.

Задачи:
- оперативная информационная
поддержка педагогов в части
появления учебно-методических
материалов по формированию
функциональной грамотности;
- организация участия в мероприятиях по вопросам формирования
функциональной грамотности
муниципального, регионального и
федерального уровней;
- создание банков разработок
заданий, учебных занятий,
проведение мероприятий/событий);
- развитие методической работы в
ОО в части проектирования
изменений учебного процесса.
9

Оценка, мониторинг функциональной грамотности
Риски:
- отсутствие разработанных
верифицированных процедур по всем
составляющим функциональной
грамотности на институциональном
уровне.

Задачи:
- оценка сформированности
функциональной грамотности
обучающихся в системе внутренней
оценки качества образования;
- принятие управленческих решений
по результатам мониторинговых
мероприятий.

10

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Психологическая служба

Ресурсы

Управленческие
решения

Профессиональная компетентность
педагогов

Научно-организационное управление
Обучение педагогов
Стимулирование педагогов

Реализация развивающих программ

Пути
реализации

Выбор технологий, методов, приемов по
формированию ФГ
Разработка технологических карт по
формированию ФГ
Создание банка заданий по
формированию ФГ

Повышение уровня ФГ обучающихся

Ожидаемые
результаты

Социальная интеграция
Рост успехов и достижений
обучающихся

11

Основные «шаги»
✓ Внести изменения в ООП НОО, ООО, СОО в части планируемых
личностных, метапредметных результатов освоения обучающимися
программ, системе оценки достижений планируемых личностных и
метапредметных результатов освоения программ.
✓ Внести изменения в рабочие программы по всем предметам. По
современным требованиям, все рабочие программы должны
предусматривать деятельность по формированию функциональной
грамотности. Особенно это касается Русского языка, Литературного
чтения, Иностранного языка, Математики, и Окружающего мира в
начальной школе; Русского языка, Литературы, Иностранного языка,
Математики, Географии, Биологии, Физики, Химии, Обществознания с
основной школе.
✓ Ввести соответствующие изменения в содержание программ курсов
внеурочной деятельности.
✓ Внести изменения в положение о внутришкольной системе оценки
качества образования (ВСОКО)
✓ Обучить и мотивировать педагогов (КПК)
✓ Системное использование на уроках и во внеурочное время всеми
педагогами школ форм и методов обучения, способствующих
формированию функциональной грамотности: ролевые игры, деловые
игры, работа в группах, парах, метод проектов и др. Коммуникация,
сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные
качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.
✓ Привлечение родителей к совместной деятельности по формированию
функциональной грамотности.

12

Формирование организационной
структуры
Повышение компетентности
педагогов в вопросах
формирования и оценки
функциональной грамотности
Актуализация потенциала
образовательного процесса в
формировании и оценке
функциональной грамотности

Формирование функциональной
грамотности в учебной
деятельности по предметам

Формирование функциональной
грамотности во внеурочной
деятельности

Внутришкольный мониторинг
функциональной грамотности

✓ Банк данных педагогов;
✓ Рабочие группы по каждому виду
грамотности
✓ Курсы повышения квалификации,
семинары, вебинары, марафоны,
мастер-классы;
✓ Самообразование;
✓ Наставничество
✓ Анализ содержания учебной
деятельности по предмету и
внеурочной деятельности;
✓ Разработка технологических карт
формирования и оценки
функциональной грамотности
✓ Решение контекстных задач в рамках
уроков по каждому предмету;
✓ Включение заданий на ФГ в
внеаудиторную работу по предмету;
✓ Использование алгоритма обучения
"от задачи-к новым знаниям"
✓ Введение специального курса;
✓ Включение в план внеурочной
деятельности образовательных
событий, направленных на
совместную работу всего
педагогического коллектива по
формированию функциональной
грамотности (межпредметные
недели, учебно-исследовательские
конференции, межпредметные
марафоны и т. д.)
✓ Экспертиза педагогической
деятельности;
✓ Включение заданий на
формирование ФГ в КИМ и т.д.
13

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма,
т. е. способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле это навыки чтения, письма, счета и работы с документами). Одновременно были
введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной
грамотности».
Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе
– способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия
с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, написать исковое
заявление и т.д.), т.е. это тот уровень грамотности, который делает возможным
полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
✓ Обучение должно носить деятельностный характер;
✓ Учебная программа должна учитывать индивидуальные интересы
обучающихся и их потребность в развитии;
✓ Обучающиеся должны быть активными участниками процесса изучения
нового материала;
✓ Учебный процесс необходимо ориентировать на развитие
самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей
деятельности;
✓ В урочной и внеурочной деятельности использовать продуктивные
формы групповой работы;
✓ Поддерживать исследования учеников в области сложных глобальных
проблем.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
Приобретение опыта - разрешение проблем, принятие решений, позитивное
поведение
Создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность
учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы
этой деятельности
Учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и
малых группах
Поисковая активность –задания поискового характера, учебные
исследования, проекты
Оценочная самостоятельность школьников, задания на само-и
взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
14

«Формирование функциональной грамотности -это сложный,
многосторонний, длительный процесс.
Достичь нужных результатов можно лишь умело,
грамотно сочетая различные современные образовательные
педагогические технологии»
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓

Технология проектной деятельности
Технология оценивания учебных достижений обучающихся
Технология использования игровых методов
Технология проблемного обучения
Обучение на основе «учебных ситуаций»
Технология развития «критического мышления» через чтение и письмо
Уровневая дифференциация обучения
Информационные и коммуникационные технологии
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Технология развития критического мышления
Технология обучения в сотрудничестве
Кейс-технология
Проектная технология
Технология портфолио
Технология «Дебаты»
Технология «Учебные исследования»
Технология тьюторского сопровождения

Урочная деятельность - решение контекстных задач в рамках уроков по всем
предметам учебного плана.
•
•
•
•
•
•
•

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности
Задания , поставленные вне предметной области решаются с помощью
предметных знаний.
В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило,
близкая понятная ученику.
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в
повседневной жизни.
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило,
немногословны.
Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области
(математики, физики и др.)
Используются иллюстрации: рисунки, таблицы, схемы, графики.
15

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

Недостатки в овладении метапредметными умениями
работать с нетрадиционным заданием;
работать с информацией, представленной в различных формах (текста,
таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа);
отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию;
привлекать информацию, использовать личный опыт;
задавать самостоятельно точность данных с учетом условий задачи;
моделировать ситуацию;
размышлять: использовать здравый смысл, перебор возможных
вариантов, метод проб и ошибок;
представлять в словесной форме обоснование решения.
Педагогические приемы, способствующие формированию
функциональной грамотности
Корзина идей (кластер) (актуализация имеющегося опыта и знаний)
Идеал
Карта сообщения
Большой круг
Пять "Почему" и одно "Зачем"
Мозговой штурм
Шестигранное обучение
Дерево решений
ПОПС — формула
П — позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое
собственное мнение («Я считаю, что…», «Я согласен с…»).
О — обоснование, объяснение своей позиции (возможные аргументы,
подтверждающие ваше мнение).
П — примеры. «Я могу доказать это на примере…».
С — следствие (суждение или умозаключение). Окончательные
выводы, подтверждающие высказанную позицию.
Ролевая (деловая) игра
Фишбоун (схема, в которой изученная информация систематизируется и
конкретизируется; основой схемы является рыбий скелет)
Алгоритм Цицерона
Скрайбинг (визуализация информации при помощи графических
символов, отображающих ее содержание и внутренние связи)
Инфографика
Коучинг-сессия
Синквейн
16

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
 Министерство
образования
https://minobr.orb.ru/activity/10432/

Оренбургской

области:

 ИСРО РАО: http://skiv.instrao.ru/
 https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
 Академия Минпросвещения России (Марафон функциональной
грамотности):
https://apkpro.ru/news/prodolzhaetsyamarafonfunktsionalnoygramotnostivuch
itelskoyakademii/
 ГБУ РЦРО: http://rcro56.ru/page/104f8043-0f19-461a-be2b-b8a6890ad59e

БАНКИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ
 https://fg.resh.edu.ru/
 https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoygramotnosti
 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

17

СЕМИНАРЫ, МАРАФОНЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ
 Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной
грамотности» (ИСРО РАО):
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1aB2uwb214JGc9y3jaAZM8YcKPRN
J1FWgsgVTgx-zyUs/edit#gid=1161341563
 Академия Минпросвещения России (Марафон функциональной
грамотности):
https://apkpro.ru/news/prodolzhaetsyamarafonfunktsionalnoygramotnostivuch
itelskoyakademii/
 Вебинары Издательства «Просвещение» https://uchitel.club/

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
 Академия Минпросвещения России (федеральный
https://dppo.apkpro.ru/bank?page=1&sortType=1

реестр

ДПП)

 Академия «Просвещение» курсы по функциональной грамотности
https://academy.prosv.ru/funkcionalnaya-gramotnost#otbor
 Оренбургский
государственный
педагогический
университет:
https://docs.google.com/document/d/1sm56FAQMBGaZJ4l_ET7lymy7RNM
MTzq3/edit?usp=sharing&ouid=103721379836480963578&rtpof=true&sd=tr
ue

18

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (примерная форма)
Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария
урока, основа его проектирования, средство представления учителем
индивидуальных методов педагогической деятельности.
1. Ф.И.О. учителя: ____________________________________________________
2. Класс: ___________ Дата: ___________Предмет_________ № урока: _______
Тема
Цель
Роль урока в изучаемой теме
Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

ЛичностныеУУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:
Знать
Уметь
Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
основные
дополнительные
Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П –
парная, Г – групповая

Технология

Содержание педагогического
взаимодействия
Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

19

Планируемые
результаты

Виды
работы,
формы,
методы,
приемы

Формируемые
УУД

Этап урока

Содержание урока:

СТРУКТУРА АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА
Параметры анализа

Урок: содержание
и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФИО учителя
Дата посещения урока
Тема урока
Класс
Учащиеся по списку
Учащиеся по факту
Цель посещения урока
Своевременность явки учителя на урок
Готовность учителя к началу урока
Организация класса
Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО,
дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы
учителя и информационные ресурсы ученика
Санитарное состояние класса: температурный режим;
проветривание; освещение
Наличие технологической карты урока
Соответствие темы урока календарно –тематическому
планированию
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ
ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные , развивающие, воспитательные)
Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.
Результативность урока: воспроизведение своими словами
правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу,
алгоритму.
Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных
умений.
Результативность урока: правильное воспроизведение образцов
выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и
правил при решении учебных задач.
Тип урока. Урок применения предметных умений.
Результативность урока: самостоятельное решение задач
(выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными
учениками или коллективом класса.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность
урока: умение сформулировать обобщенный вывод, уровень
сформированности УУД
Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока:
результаты контрольной или самостоятельной работы
20

Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока:
самостоятельное нахождение и исправление ошибок
Организация проверки домашнего задания:
- полнота и глубина проверки;
-методика повторения, дифференциация знаний;
-охват учащихся проверкой, занятость класса;
- объективность оценки, аргументация отметки.
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Планирование урока в соответствии с индивидуальными
особенностями учащихся.
Определение объема воспроизводящей и творческой
деятельности учащихся
Сочетание усвоений знаний в готовом виде в процессе
самостоятельного поиска
Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников,
осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки,
самоконтроля и самоанализа.
Использованные учителем приемы для активизации
мыслительной работы учащихся
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся,
сочетание его с коллективной работой в классе.
Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных
возможностей учащихся
Выполнение санитарных норм:
- предупреждение утомления и преутомления4
-чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо,
практика).
-своевременное и качественное проведение физминуток.
-соблюдение правильной рабочей позы.
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих
себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание
фронтальной и индивидуальной работы с учащимися;
самостоятельная работа учащихся). Целесообразность и
обоснованность их применения применяемых методов
Групповые формы деятельности учащихся.
Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов
и явлений, их осмысления. Планирование устойчивого внимания
и сосредоточенности
Использование установок в форме убеждения, внушения

21

Использование различных форм работы для актуализации в
памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для
восприятия новых.
Планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих
активность и самостоятельность мышления учащихся.
Предупреждение механического переноса умений и навыков на
новые условия работы
Наличие межпредметных связей и особенностей организации
пространства (формы работы и ресурсы)
Формулирование заданий для обучающихся (определение
деятельности детей)
Наличие формулировок: проанализируйте, докажите
(объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или
модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите
решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените,
придумайте ит.д.
Практическая направленность учебного процесс: практические
задания на отработку материала и диагностические задания на
проверку его понимания и усвоения
Включение в содержание урока упражнений творческого
характера
Деятельность обучающихся:
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Планирование задания на дом:
-объем, характер материала, его посильность;
-наличие и характер инструктажа;
-дифференцированность задания
-своевременность окончания урока.
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Эмоциональность урока. Соотношение рационального и
эмоционального в работе с детьми.
Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную
потребность.
Темп и ритм образовательного процесса (должны быть
оптимальными, действия должны быть завершенными)
Доминирование атмосферы доброжелательности и активного
творческого труда.
Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных
методов и приемов обучения
Соблюдение единого орфографического режима
Обеспечение активного учения каждого школьника
22

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и
педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с
учащимися.
Умение организовать класс на учебную деятельность и
поддержание дисциплины.
Владение голосом, правильность речи, дикции, темп
выразительность, жестикуляция. Использование артистических
умений, педагогической техники и исполнительского
мастерства
Рациональное использование средств обучения (учебников,
пособий, технических средств)
Результаты урока:
-ориентир на самооценку обучающего, формирование
адекватной самооценки;
- подведение итога урока;
-выполнение намеченного плана урока;
-достижение образовательных и, развивающих и
воспитательных целей урока;
-качество знаний, умений, навыков учащихся –достижение
планируемых результатов (предметных, личностны,
метапредметных)
Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
Самоанализ урока и его результативности
Раздел 7. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Подпись педагога, посетившего урок:
Подпись учителя

23

ФОРМА АНАЛИЗА УРОКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОРМИРОВАНИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Дата______________________ Класс _______________________________
Предмет________________________________________________________
Ф.И.О. учителя __________________________________________________
№ урока по расписанию___________________________________________
1. Причина посещения урока
плановое посещение
внеплановое посещение (указывается причина внепланового
посещения)_____________________________________________________
2. Цель посещения урока
знакомство с учителем
комплексное наблюдение за работой учителя
наблюдение за работой учителя в связи с определенной проблемой или
решением определенной задачи (указывается проблема или задача)
_______________________________________________________________
наблюдение за работой класса, отдельных учеников
диагностика затруднений учителя
диагностика затруднений класса
контроль (указывается форма контроля)
_______________________________________________________________
подготовка к аттестации
аттестация
психолого-педагогическое наблюдение
другое (указывается цель посещения)
_______________________________________________________________
Тема анализируемого урока:______________________________________
Соответствие стандарту, учебной программе и тематическому
планированию:__________________________________________________
Цели урока, заявленные учителем__________________________________
Задачи урока, поставленные учителем (организационные; информационные;
закрепления; повторения; контроля,
коррекции):_____________________________________________________
АНАЛИЗ УРОКА
1.Организационное начало урока
• минут_____________________________________________________
• количество присутствующих на уроке _______из________ человек
24

• готовность учащихся к уроку (отличная, хорошая, удовлетворительная,
неудовлетворительная)
• готовность классного помещения (отличная, хорошая,
удовлетворительная, неудовлетворительная)
• постановка целей и задач:
- тема урока сформулирована (четко и ясно, нечетко и неопределенно, не
прозвучала)
- задачи поставлены перед учащимися (четко и ясно, нечетко и
неопределенно, не прозвучали)
Цели и задачи соответствуют теме урока (да/нет)
Поставленные на уроке учебно-воспитательные задачи (решены полностью,
решены частично, не решены)
2. Структура урока
№
п/п
1
2
3
4
5

Этапы урока

«+»

«-»

Соразмерность этапов урока (выдержана, недостаточно выдержана, не
выдержана)
• Тип урока
_______________________________________________________________
_______________________________________________________
• Форма обучения (подчеркнуть):
рассказ, самостоятельная работа, конференция, беседа, лабораторная работа,
соревнование, лекция, контрольная работа, путешествие, семинар, зачет,
экскурсия, пересказ, анализ работы учащихся, консультация, проверка
домашнего задания, тест.
• Методы, применяемые на уроке (подчеркнуть или дописать):
объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, самостоятельная работа,
описание)_______________________________________________
репродуктивный (по образцу) (пересказ, списывание с доски по образцу,
работая с книгой)________________________________________________
проблемный (объяснение с опорой на наглядность)___________________
исследовательский (работа с книгой по поиску информации)___________
частично-поисковый (беседа с выводом)____________________________
эвристический (открытие)_________________________________________
25

• Отражение на уроке основных дидактических принципов
(подчеркнуть или дописать)
- научности
- последовательности и систематичности
- доступности
- прочности
- сознательности и активности
- наглядности
- связи теории и практики
- учета возрастных и индивидуальных особенностей
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к
деятельности в жизненной ситуации
- принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной
деятельности к самостоятельной деятельности
- другие
• На уроке использованы необходимые средства обучения:
(подчеркнуть или дописать)
учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы,
чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец. оборудование,
индивидуальные карточки, дидактический
материал_______________________________________________________
• Учитель стимулирует интерес к учению через (подчеркнуть или
дописать):
познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы,
межпредметную связь, практическую направленность, соревнование
_______________________________________________________________
• Учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание
учебного материала согласно поставленным целям и результатам
обучения
3. Применение современных образовательных педагогических
технологий:____________________________________________________
_______________________________________________________________
4. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
Личностные
(умение
самостоятельно
делать свой выбор в
мире мыслей,
чувств и ценностей

В предложенных ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить, как хорошие или
плохие с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей.

26

и отвечать за
выбор)

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные простые поступки
можно оценить, как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые
простые, общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, какой
поступок совершить.
(Другое____________________________________)

Регулятивные
(умения
организовывать
свою деятельность)

Учиться определять цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию).
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться совместно давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Учиться отличать верно выполненное задание от
неверного.
(Другое____________________________________)

Познавательные
(умение
результативно
мыслить и работать
с информацией в
современном мире).

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в
оглавлении, в словаре).
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
Сравнивать и группировать предметы и их образы.
Подробно пересказывать небольшие тексты, называть
их тему.
(Другое____________________________________)

Коммуникативные
(умение общаться,
взаимодействовать
с людьми)

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого
предложения или небольшого текста).
Учить наизусть стихотворение, прозаический
фрагмент.
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
27

Совместно договариваться о правилах общения и
поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика)
(Другое:___________________________________)
5. Проверка усвоения учебного материала (подчеркнуть или дописать):
пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самостоятельная
работа__________________________________________________________
самоконтроль, взаимоконтроль_____________________________________
выборочно, интуитивно-визуально, содержательно, не проверялось______
_______________________________________________________________
6. Домашнее задание
отсутствует
Домашнее задания, подобные классным (объём не более 75% от
задание классной работы)
задания, дифференцированного характера
контекстные задания, для решения которых необходима
информация, источник которой не указан
наличие инструктажа
7. Итог урока
• подведён четко и до звонка
• подведён, но после звонка
• подведён не четко
• не подведён
Соответствие психологической атмосферы урока:______________(да, нет)
Соответствие эстетического оформления урока: _______________(да, нет)
Соответствие гигиенических условий проведений урока:_______(да, нет)
Соблюдение правил техники безопасности при проведении фронтального и
демонстрационного эксперимента:_________________________(да, нет)
Характеристика педагогического стиля учителя.
Стиль отношения учителя и учащихся (подчеркнуть):
• активно-положительный (яркая педагогическая направленность, атмосфера
доброжелательности)
• пассивно-положительный (сухость изложения, невыразительность,
неэмоциональность)
28

• активно-отрицательный (грубость, невнимание к детям, напряжённая
обстановка)
• пассивно-отрицательный (равнодушие, безразличие)
Наблюдается (подчеркнуть):
• владение учебным материалом, наличие фактических ошибок
• владение методикой и техникой демонстрационного эксперимента,
возникшие в этой связи затруднения
• организаторские способности, чёткость действия
• общая эрудиция
• увлечённость, эмоциональность
• педагогический такт
• культура речи
• внешний вид
• другое_______________________________________________________
Учитель показал (высокую, среднюю, низкую) общую педагогическую и
речевую культуру.
Плотность урока (высокая, средняя, низкая).
В изложении учебного материала учитель (показал отличные знания, допустил
незначительные оплошности, показал слабые знания).
Работа учителя на уроке была (чёткой, недостаточно чёткой, были упущения
организационного характера, учитель классом не владеет).
Урок был (яркий, живой, оригинальный, обычный, творческий).
Эффективность урока (подчеркнуть или дописать):
достигнута в результате чёткого изложения материала, рационального
использования наглядности и ТСО, использование удачных приемов,
доступности объяснения_________________________________________
не достигнута__________________________________________________
Замечания по ходу урока и рекомендации
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Посетивший урок________________________________________________
Должность______________________________________________________
Дата_______________________ Подпись__________________________
29

«Единственная вещь в мире,
которую мы способны изменить – это мы сами.
И в этом заключается наш единственный шанс изменить мир»
30

Управление образования администрации города Оренбурга
460000, г. Оренбург, ул. Кирова, д. 44
8(3532)98-70-98, gorono@orenschool.ru
http://orenschool.ru
МОАУ «Гимназия № 4»
460008, г. Оренбург, мкрн «п.Ростоши», ул. Вечерняя, д. 6
8 (3532) 34-95-98, g4@orenschool.ru
официальный сайт: http://gm4.ru
МОАУ «Лицей № 9»
г. Оренбург, ул. Пикетная, д. 63
8(3532)31-62-83, 73@orenschool.ru
www.orenschool73.ru
МОАУ «СОШ № 32»
460021, г. Оренбург, ул. Восточная, д. 82а
8 (3532) 43-62-88, 32@orenschool.ru
официальный сайт: http://school32.oren.eduru.ru
МОАУ «СОШ № 52»
460021, г. Оренбург, пр. Знаменский, д. 4
8 (3532) 33-11-25, 52@orenschool.ru
официальный сайт: http://sosh52.ucoz.ru/
МОАУ «СОШ № 64»
460061, г. Оренбург, пр. Майский, д. 8
8 (3532) 43-15-29, 64@orenschool.ru
официальный сайт: orbsch64.ru
МОАУ «СОШ № 72»
460001, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 55/5
8 (3532) 43-07-72, 72@orenschool.ru
официальный сайт: www.72school.ru
МОАУ «СОШ № 86»
460052, г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 43/6
8 (3532) 43-07-50, 86@orenschool.ru
официальный сайт: 86.orenschool.ru

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».